Posted 22 мая 2024, 09:37
Published 22 мая 2024, 09:37
Modified 22 мая 2024, 09:39
Updated 22 мая 2024, 09:39
Практически во все затопленные паводком дома оренбуржцы смогли вернуться. Оказалось, что треть зданий, которые попали в зону затопления, признаются оценочной комиссией аварийными. Что делать в таких случаях, сколько будет стоить ремонт некоторых элементов дома и виноват ли в разрушениях застройщик, рассказал в интервью корреспонденту 56orb главный инженер, специалист по обследованию строительных конструкций Сергей Закутнев.
Как оказалось, особой разницы в том, из какого материала простроен ваш дом, нет, ведь сушить его придется в любом случае, вне зависимости от того, газоблок у вас, кирпич или дерево. Как эффективно вернуть дому первоначальный вид и быстро вывести влагу, мы рассказывали здесь.
— Я проводил эксперименты по замачиванию газоблока, керамзитоблока. Все напитываются водой примерно в одинаковом объеме — на куб 100-110 литров воды. Отдавать воду они будут примерно тоже одинаково. Разница есть только в том, чем эти материалы закрыты. В основном у нас в регионе отделываются блоки либо кирпичом, либо штукатуркой. И газоблок, и керамзитоблок будет сохнуть так быстро, как облицовочные материалы способны воду отдавать, — объяснил Сергей.
Что касается просушки деревянных стен, то здесь главное не торопиться, чтобы дерево не «повело». Постарайтесь проводить все манипуляции равномерно.
Но просушка станет даже близко не самым дорогим процессов после паводка. У большинства людей, отмечает эксперт, после такого сильного наводнения была повреждена стяжка пола (то есть его основание). И это влечет множество проблем.
— Просадка стяжки пола несет за собой просадку всех перегородок, то есть тонкие не несущие стены. Они просто лопаются и идут трещинами, потому что стоят не на фундаменте, а на стяжке. Придется демонтировать все перегородки, соответственно, всю отделку, напольные покрытия, плитку в санузлах. Это выйдет в сотни тысяч рублей. Еще момент — просадка стяжки несет за собой замену теплого пола. Придется заново укладывать трубы, а ценник на такое удовольствие начинается от 300 тысяч рублей.
Эксперт отмечает, что 40% собственников затопленных домов столкнулись еще с одной проблемой — лопнувшие стеклопакеты. Это могло произойти либо от давления воды, либо от термического шока. Один стеклопакет сейчас стоит в среднем 5 тысяч рублей, а если у вас были окна в пол, то ценник возрастает в несколько раз. Кстати, стоит отметить, что прочность стеклопакетов зависит от производителя, потому что были случаи, когда в одном доме были окна от разных фирм, и сохранность у них получилась тоже разная.
В регионе есть единичные случаи, когда дом просто смыло с фундамента. Это может быть сильный сдвиг, а может быть и всего на несколько сантиметров. Эксперт Сергей в обоих случаях не видит смысла ставить дом обратно на фундамент.
— Не вижу в восстановлении экономической целесообразности. Это выйдет дороже, чем заново отстроить дом. Смоет дом или нет, это зависит от нескольких факторов: массы дома и как дом стоял по отношении к течению. Например, здания на окраине Дубового Плеса, которые стояли под 90 градусов к течению Урала, их сдвинуло, — объяснил Сергей.
Сергей сейчас активно помогает оренбуржцам, пострадавшим от паводка, оценить сумму ущерба. Он отмечает, что 90% обследованных им домов аварийные, а значит, проживать в них опасно. Хотя, чтобы дом был официально признан аварийным, должны быть сильные разрушения стен, несущих конструкций и фундамента.
— К сожалению или к счастью, мы работали в тех домах, в которых комиссии еще не было. Они, как правило, работают по следующей схеме: фотографируют все замечания, которые есть по дому, берут мой акт и уходят. Люди ждут очень долго. По итогу им выдают обычную справку без печати, подписей… Это обычный отксерокопированный листок, в котором говорится, что дом вошел в список аварийных.
Сергей отмечает, что ни комиссия, ни сами собственники не знают, что им теперь делать с этими аварийными домами. В Орске, к примеру, строятся новые микрорайоны взамен пострадавшему жилью, а в Оренбурге пока что не решили, что делать дальше. То есть сейчас нужно просто ждать.
Мэрия Оренбурга после обследования поврежденных домов заключила, что в большинстве случаев во всем виноват застройщик. И не в том, что построил в пойме, а в том, то сделал это неправильно. Сергей отмечает, что в тех домах, в которых он был, действительно есть недочеты.
— Мы наблюдали за жизнью домов, которые правильно построили несколько лет назад. В паводок с ними ничего и не случилось. Правильно сделанная стяжка не провалится из-за потопа, если правильная толщина бетона… Как правило, проблемы все можно связать с качеством строительства.
Сергей отмечает, что такая ситуация далеко не во всех домах. Все ситуации исключительно индивидуальны, поэтому нужно исследовать и проверять, прежде чем делать какие-то выводы и выносить решения.