В Оренбургском крае в конце XVIII века сайгаки обитали от юга реки Самары до областного центра, доходя до Орска и Бузулука. Казаки заселяли степи, чтобы вести добычу этого красивого животного. Уже к 1820-м годам казаки настолько привыкли к легкой охоте, что мясо сайгака вытеснило из их рациона говядину и баранину — зачем кормить домашних животных, ухаживать за ними, если мимо станицы текут целые реки диких? Но потом это животное исчезло из Оренбургского края. Почему?
Сайгаки — настолько древние животные, что они помнят еще динозавтров. Питаются они травой и часто мигрируют. Один из таких путей миграции пролегал через Оренбургский край в Казахстан. Сотни тысяч сайгаков становились легкой добычей для охотников.
Естественно, при постоянной добыче сайгака в XIX веке рынок сильно переполнился сайгачатиной, вытеснив другие виды мяса. Страдали от этого торговцы, которые вынуждены были отдавать говядину чуть ли не даром. Есть легенда, будто бы в 1820-е годы крупный местный мясной предприниматель Черыковых решил раз и навсегда расправиться с сайгаками, чтобы те больше не приходили в область. Тогда глава семьи пошел к колдуну.
Шаман пообещал помочь предпринимателю. Чтобы напустить на сайгаков мор, ему нужно было сайгачье молоко. Местному торговцу нужно было поймать кормящую самку или поймать беременную особь и дождаться родов. Так просто поймать дикое животное было практически невозможно, поэтому купец пошел на хитрость. Для ритуала он отдал овечье молоко, выдав его за сайгачье.
Только после проведенного ритуала с молоком и черепом сайгака вскрылся обман. Колдун предрек массовый падеж овец, что и случилось. Два года скот умирал. При повторном обращении колдун отказался остановить падеж овец, но пообещал извести и сайгаков. Для этого он припросил шкуру сайгак с головой, рогами и копытами. Получив необходимый предмет он пообещал, что пока тлеет эта шкура, сайгак на наши земли не вернется.
Было колдовство или не было, вопрос открытый. Но стада сайгаков, пусть и несколько поредевшие, носились по Оренбуржью еще и в 20 веке. Исчезли почти полностью они уже после войны.
Одна из причин исчезновения — поднятие целины. Распашка степей сместила ареал обитания сайгака, а оставшиеся животные топтали засеянные поля. Поэтому охота не прекращалась. С нескольких сотен тысяч численность стада сократились до ста и даже меньше голов.
Этот вид, помнящий динозавров, в 2002 году Международным союзом охраны природы был отнесен к категории видов, находящихся под критической угрозой. На территории Казахстана из-за браконьерства (ценность рогов, которые используются во многих отраслях, в том числе в китайской народной медицине), добыча сайгаков была запрещена в 1999 году мораторием, который продлевался шесть раз: в 2001, 2005, 2011, 2020, 2022 и 2023 годах.
Но даже несмотря на это, браконьеров ловят с большими партиями рогов. Например, в июле 2023 года задержали 845 рогов, которые пытались вывезти из Казахстана в Китай. При этом в соседней стране сейчас ведутся переговоры об отмене моратория на отстрел сайгаков, потому что их численности растут и страдают от этого фермеры.
Долгое время сайгаки были редкими гостями наших краев. Если их и встречали, то это были небольшие стада и недалеко от границы с Казахстаном. Сейчас же есть вероятность, что эти удивительные животные вернутся в нашу область. Так считает профессор, сотрудник Института степи РАН Александр Чибилев.
— В последние годы сайгаки стали чаще появляться. Сейчас с увеличением численность особей в Казахстане в прошлом и в этом году ожидаем заход сайгаков на территорию области. В частности, в Светлинский, частично Ясненкий, Домбаровский районы. Все зависит от их числа в самом Казахстане. В прошлом году в южно-восточном районе области были замечены косяки по 120 — 160 сайгаков, — отметим академик РАН.
При этом профессор отмечает, что перемещаться животным мешают скоростные автотрассы, железные дороги, населенные пункты, распаханные поля в Казахстане, на которых сайгаки — нежелательные гости. К тому же парнокопытные перестали мигрировать на юг, потому что зимы в нашей области и соседней стране последние 10 лет теплые. Сайгаки адаптируются к климату и человеку, выбирая для мест стоянки те зоны, где занимаются животноводством.
Александр Чибилев успокоил фермеров, которые боятся за свои посевы. Все дело в том, что в нашу область заходят слишком маленькие косяки животных, а сильного вреда они нанести урожаю не могут. Больший удар придется по другим регионам России, где и особей намного больше.