Оренбург увяз в пробках. И это не метафора, а реальный факт. Люди вынуждены по утрам и вечерам добираться до дома по часу, а то и больше. Люди буквально живут в своих машинах… А те, у кого машины нет, в автобусах и троллейбусах. Почему?
В Оренбурге за последние 20 лет отстроили с нуля целые районы Степного, Малой земли и Мертвого города. Только за одиннадцать месяцев этого года в области построили и ввели в эксплуатацию 1,334 миллиона квадратных метров жилья, это около тысячи многоквартирных домов.
Вот, например, так выглядел ЖК «Времена года» до 2014 года, а так — сейчас.
Особенно интенсивность ввода нового жилья ощущается в Степном. Вы можете посмотреть, как изменился небольшой участок земли в районе 18-го микрорайона за каких-то 20 лет. Каждый новый дом — это сотни, если не тысячи, людей, которые здесь спят (потому и называют такие районы «спальными»), а на работу или учебу едут в другое место. Едут по дорогам, которые никак не изменились!
Присмотритесь внимательно, дорожная сеть никак не изменилась за последние 20 лет. А вообще она создавалась почти в таком виде еще в советские годы, когда личный автомобиль был роскошью, а не средством передвижения.
Не менее интенсивная застройка производится вдоль улицы Пролетарской. Там всего за несколько лет появились новые «человечники». Кстати, Пролетарская тоже не расширялась: как была четырехполосной, так и осталась.
Посмотрите, как за 15 лет изменилась улица Донковцева. На первом снимке — наши дни. Видно строительство дублера Чкалова. Второй снимок — 2007 год.
Естественно, к новым микрорайонам должны подводить не только канализацию, водопровод, свет и газ, но и новые дороги, способные пропустить через себя ежедневный поток кратно возросшего населения. Делается ли это в Оренбурге?
В Оренбурге есть несколько мест, где создаются гигантские пробки. Все — в местах наиболее интенсивного ввода нового жилья. Так, например, на улицах Монтажников и Гаранькина в час пик можно простоять даже больше часа. Раньше пробка тянулась на участке до кольца, а теперь захватывает и улицу Гаранькина.
— Я живу в самом конце Салмышской напротив «Кита». Сама Салмышская очень маленькая, въезды во дворы узкие. Я вечером от работы еду часа два. По дворам вариант даже не рассматриваем. Гаранькина — странное решение для дороги. Сама по себе она очень широкая, но в какой то момент переходит в более узкую улицу, образуется из-за «бутылочного горлышка» пробка. Масло в огонь подлили «лежачие полицейские». Да, это безопасно, потому что на Гаранькина часто гоняют, есть вероятность, что человека собьют. Но вот ближе к Монтажников зачем? Дорога сужается, все останавливаются возле него полностью, образуется пробка даже не в момент час-пика, а постоянно, — рассказала нам Маргарита.
Поток машин постоянно интенсивный, потому что этот участок дороги — самый короткий путь сразу в несколько районов города: Мертвый, Степной и Ростоши (через кольцо на Загородном шоссе).
Особенно остро ощущают проблемы с дорогами жители Южного поселка. Им приходится два раза в день влипать в пробку, чтобы перебраться через Урал и вернуться обратно. А все дело в том, что с моста водители заезжают в «бутылочное горлышко» на улице Чичерина.
Зачем люди вообще едут через реку? Недавний опрос в ТКГ «Южный нам нужный» показал, что люди живут на южном берегу Урала, работая и учась в других районах: фактически, весь район — это один сплошной «спальник».
Опрос показал, что люди вынуждены отстаивать в пробках по нескольким причинам: нет рабочих мест, желание получать или давать детям лучшее образование, чем может предложить система образования в Южном, медицина, нет возможности заниматься спортом, нет возможности оформить нужные документы.
— Уважаемые принимающие решения люди, у вас есть выбор — либо обеспечить нашу Зауральную часть города всей необходимой инфраструктурой, либо все-таки построить еще один мост через Урал, чтобы разгрузить Донгузскую. В идеале — сделать и то, и другое, — подвел итог администратор группы.
Каждое утро на проспекте Победы скапливается огромное количество машин, а на остановках в ожидании общественного транспорта мерзнут пассажиры. Начинается пробка от «Инвертора» и тянется до улицы Орской.
— Я живу на проспекте Победы. В выходные дни добраться до места работы у меня занимает максимум минут 15-20. А вот в рабочие дни ситуация кардинально меняется. Как и многие люди, чей рабочий день начинается с 9 утра, вынуждена выходить на остановку за час. Но это только половина беды. Если тебе, по воле счастливого случая, удалось протиснуться в автобус, то ехать придется еще долго. Создается ощущение, что с каждым годом размеры пробок на Победе только увеличиваются. И вереница легковых автомобилей превращается в бесконечный поток, — поделилась оренбурженка Кристина.
Администрация Оренбурга, вроде бы, пытается решить проблему, но очень своеобразными методами. Например, осенью сделали улицу Чичерина двусторонней. Пробка никуда не делась (что логично — дорога-то шире не стала), зато любителей нарушать ПДД стало больше.
Убрали разделительную полосу на улице Терешковой с расчетом на то, что пробок на участке не будет. Только вот машины обычно встают возле моста над Шевченко, и пробка тянется вплоть до улицы Березки.
Решили разгрузить проспект Победы, построив улицу Рокоссовского. Теперь две главные дороги города соединяются еще в одном месте, да только вот водители опасаются, что теперь пробка станет на Терешках еще больше.
Строят дублер улицы Чкалова, чтобы на улице в часы пик стало проще передвигаться. Но строительство все больше растягивается, а денег в проект уже вложили немерено, и процесс этот кажется бесконечным.
Что касается остальных загруженных дорог, тот тут и сказать-то нечего. Не нам — администрации. Расширять и модернизировать их не планируют, ответили нам на официальный запрос в Управлении дорожного и капитального строительства.
Правда, там же обнадежили: мосту через Урал быть! Но когда? В какой-то отдаленной перспективе, конкретные сроки не называются. Главное — ждать.
Еще одна радостная новость из разряда «дожить бы до светлого дня» — строительство новой объездной дороги, ведь Загородное шоссе может получить новый статус городской дороги. По ней даже хотят пустить общественный транспорт. Зато планируется строительство трех объездных путей суммарной протяженностью почти 43 километра.
Вообще, ответы на подобные вопросы содержатся в Генплане, который создается на десятилетия вперед и заранее определяет, в каком направлении будет развиваться город. Но с Генпланом у Оренбурга в этом году возникли серьезные проблемы: прежний «выдохся», а новый принять оказалось не так-то просто.
Проблемы с дорогами есть не только в Оренбурге — чем город активнее развивается, тем актуальнее эта проблема. Один из таких динамично растущих городов — это Казань. Многие оренбуржцы, побывавшие в соседней республике, возвращаются впечатленными: машин на улицах видимо-невидимо, а пробок таких «мертвых» нет. Зато новые дорожные развязки в местах с оживленным трафиком обнаруживаются в каждый новый приезд!
— За последние годы в Казани начали реализацию нескольких крупных проектов: завершение строительства Большого Казанского кольца, расширение Горьковского шоссе — выезда на севере города, который ведет к крупному соципотечному району, строительству Вознесенского тракта на западе с выездом на М-7, — поделилась опытом наша коллега Анна Тарлап, главред издания inkazan.ru.
При этом Анна подчеркивает: проблема пробок не решается раз и навсегда, заниматься этим вопросом необходимо постоянно — и это одна из главных головных болей для администрации Казани.
— Промежуточные итоги видны: пробок становится меньше, хотя пропускной способности этих дорог хватит минимум на 5, максимум на 10 лет. Ведь автомобилизация в Казани растет пугающими темпами: за последние три года ее уровень увеличился на 12% — на 1 тысячу человек приходится 359 автомобилей, — говорит Анна.
Разумеется, реализация таких крупных проектов, как строительство дороги, стоит огромных денег — у муниципалитета их нет. Значительная часть средств выделяется из федерального бюджета. Но здесь, опять же, необходимо соблюдение двух условий: во-первых, высокие лоббистские возможности местной власти (один мэр попросит — Москва выделит средства, а второй попросит — ему откажет, потому что политический вес разный), и, во-вторых, собственные средства (ведь деньги выделяются на условиях софинансирования). А собственные средства являются по большей части заемными: чтобы внести свою долю в строительство дороги, муниципалитет берет кредит. Который потом нужно отдавать — а значит, новая дорога должна давать экономический эффект: в районах, куда она ведет, должен появляться бизнес, который будет платить налоги в городскую казну.
Проще говоря, серьезное строительство дорог возможно только в городе, который растет не только территориально, но и экономически. Возможно, в этом-то и заключается причина, по которой оренбуржцы часами стоят в пробках.