Колодников, которые подлежали ссылке в Оренбург, в тюрьме долго не держали. Самых крепких и более-менее здоровых отправляли в Соль-Илецк на добычу в соляные рудники. Работа была тяжелой. Добыча велась исключительно летом, потому что в другое время года из-за дождей и грязи соль размывалась и загрязнялась. В редких случаях заключенных выгоняли на работу зимой.
Потребность построить в оренбургских краях острог появилась после подавления Пугачевского бунта в 1773 году. Илецкая Защита была разорена ближайшим соратником самозванца, каторжником Хлопушей, который совместно с мятежникам и рабочими с рудников украл казенное имущество, разгромил дома и многих убил. Тогда крепость покинули не только колодники, но и ссыльные. Впоследствии Пугачев покарал Хлопушу за своеволие.
На руднике, по распоряжению правительства, работали ссыльные «за важные» преступления. Всего на промысле их насчитывалось около до 350 человек. Делились они на три группы по степени работы: кто рубил (солерубы), кто носил (соленосцы) и конные.
Для содержания каторжников на вершине горы построили четырехугольную тюрьму, похожую на замок. Возвели ее на месте крепости Илецкая Защита. Замок-острог до наших дней не сохранился, потому что был уничтожен в XIX веке.
Многие ссыльные не оставляли попытки бегства. Десятки арестантов предпочитали умереть во время побега, чем от истощения и невыносимых условий: постоянные травмы, палящее солнце, долго заживающие раны.
Каждый раз, когда кто-то из заключенных все же решался бежать по степям с соляного рудника, на крепости вывешивали синий флаг и выстреливали из пушки. Флаг висел до тех пор, пока беглеца не ловили.
Ссыльные занимались добычей на рудниках до 1849 года, а после все перешло к «горнозаводским рабочим». Но заключенных в Соль-Илецк не перестали ссылать. Нынешняя ИК-6 в разные времена была Илецким арестантским отделением, пересыльной тюрьмой, контрцентрационным лагерем, Соль-Илецкой тюрьмой УНКВД №2 для содержания подследственных; Соль-Илецкой тюрьмой №2, исправительной колонией особого режима для содержания осужденных, больных активной формой туберкулеза легких.
Уже с 2000 года в колонию начали отправлять тех осужденных, кому предстояло провести за решеткой всю жизнь. ИК-6 стала носить название «Черный дельфин».