Согласно отчету организации «Народный фронт. Аналитика», 40% школ России столкнулись с нехваткой педагогов. Наибольшей потребностью среди школ являются учителя математики (43,8%) и физики (22,4%). Эксперты предупреждают, что замещение уходящих на пенсию специалистов может стать проблемой в ближайшем будущем.
Минпросвещения заявило журналистам «Известий», что закрывать вакансии позволяет принятие в школу на должность учителя выпускников вузов. Отметим, что в школах Оренбуржья пошли еще дальше и стали брать на работу тех, кто еще не получил диплом о высшем образовании.
Уровень трудоустройства выпускников педагогических программ составил 79%, а доля трудоустроившихся «целевиков» была еще выше и составила 89%. Ведомство утверждает, что формирование кадрового резерва из перспективных выпускников помогает постепенно закрывать открытые вакансии.
Однако эксперты отмечают, что качество педагогического образования позволяет выпускникам работать в различных отраслях, что делает школьные вакансии менее привлекательными по сравнению с частными образовательными платформами.
По данным hh.ru, число вакансий для учителей в этом году увеличилось на 8% для школ и на 41% для колледжей.
— За последние полгода образовательные учреждения разместили в 2,6 раза больше вакансий для студентов старших курсов педагогических вузов и колледжей, чем в том же периоде в прошлом году, — сообщил директор по развитию «Авито Работы» Дмитрий Пучков.
Аналитики сервиса «Авито Работа» сообщают, что число вакансий для учителей сейчас увеличилось более, чем в четыре раза по сравнению с прошлым годом.
Согласно данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, еще 2 года назад в российских школах наблюдался острый дефицит учителей — четверти миллиона специалистов.
По прогнозу Российской академии образования, уже через 6 лет в учреждениях среднего образования доля кадров моложе 30 лет составил не выше 6%. Эксперты отмечают, что четверть молодых учителей покидают школу в первые пять лет работы, что усугубляет проблему нехватки работников.
Из-за слабой математической подготовки детей в школах сейчас не хватает квалифицированных специалистов в области физики и инженерии. Решение вопроса с дефицитом преподавателей важно для развития технического прогресса, утверждают представители «Народного фронта».
— Высококвалифицированные инженеры крайне необходимы российской экономике, и поддержка их подготовки — важная государственная задача. Наши исследования пока показывают, что в ближайшем будущем замещать уходящих на пенсию специалистов будет просто некем, нужны срочные меры по увеличению числа учителей математики и физики, — считает сотрудник аналитического отдела «Народного фронта» Дмитрий Цвич.
Директор школы «Новый взгляд» Александр Кузьмин заявил, что проблема нехватки педагогов для технических предметов для России не нова, но в последнее время она усилилась. Некоторые представители образовательной сферы предлагают ставить на должности преподавателей людей, имеющих техническое образование без уклона на педагогику — действующих инженеров, технологов, физиков.
— Физику и математику могли бы преподавать специалисты инженерных специальностей, которым нравится работать с детьми, — сказал он. — Но они зачастую не видят перспектив своего профессионального развития в школе, консервативной по своей природе, перегруженной порой бессмысленными требованиями и ограничениями, а зачастую просто лишенной необходимого оборудования. Поэтому выбирают иные пути. Например, математика сейчас — самый востребованный предмет на рынке репетиторства, — рассказал Александр Кузьмин.
Зампред Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко назвал размер зарплаты одним из основных факторов ухода педагогов из школ и отметил, что без дополнительных решений по улучшению материального стимулирования тенденцию в отношении нехватки учителей поменять будет сложно.
По данным hh.ru, в этом году для учителей в России произошел незначительный рост средней зарплаты — всего на 4%. В прошлом году средняя зарплата составляла 41 тыс. рублей в месяц, а в этом году — 42,7 тысячи. Сервис Superjob провел опрос среди учителей, которые назвали желаемую сумму своей зарплаты, которая в среднем составляет 95 тыс. руб. в месяц.
Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова предложила ввести единую систему надбавок за выслугу лет и квалификационную категорию и доплачивать учителям 10% от оклада при работе в школе от года до трех.
При наличии первой квалификационной категории она предложила доплачивать учителям 25% от оклада, а при наличии высшей — половину ставки. Постепенно процент должен будет расти, доходя до 120% для работников, занимающихся преподаванием в школе более 25 лет.
В Минпросвещения напомнили, что на регулярной основе действуют различные меры соцподдержки учителей, например, компенсация трат на аренду жилья, бесплатные программы повышения квалификации и гранты.