Право на общедоступное и бесплатное образование прописано в Конституции РФ, а значит, никаких сборов денег в государственных школах быть не должно. Однако на деле все обстоит иначе. Не успел начаться новый учебный год, как посыпались просьбы «скинуться» на новые жалюзи, замену линолеума, туалетную бумагу и многое другое.
В каждой отдельно взятой школе могут найтись сотни поводов для сбора денег. С одной стороны, не хочется обидеть руководство заведения, где ребенку еще учиться, с другой — не разоряться же на поборах.
Жительница Оренбурга Надежда — мама двоих школьников. Она рассказала 56orb.ru о том, что сборы денег на нужды класса у них — ежегодные, но добровольные.
— Я пока в этом году сдала только на младшего сына. Собирали по 500 рублей. Сбор вел родительский комитет. Это на подарки учителям к праздникам, на тетради, которые нужны одинаковые всем в классе, на бумагу для принтера в классе (нам на листках распечатывают задания). Потом мы оплачивали работу электрика в классе (он ставил розетку, прокладывал кабель-канал). Сколько говорят сдавать — сдаю, — поделилась оренбурженка.
Надежда подчеркнула, что когда ее дети учились в другой школе Оренбурга, то тратиться приходилось в разы больше.
— В прошлой школе мы заказывали новые парты. Иначе рвались блузки и пиджаки детей из-за ободранных старых парт. А еще на жалюзи в класс скидывались. Я уже суммы точные не помню, но там речь не о ста рублях, а о тысячах с одного человека. Просто обновить парты было нам дешевле, чем каждую неделю покупать по новой блузке. Одежда сильно изнашивалась, — вспоминает мама школьников.
Мама первоклассника одной из школ Оренбургской области рассказала 56orb.ru, что они сдали в начале этого года уже по 2 000 рублей. Но ее семью такие сборы не смущают.
— Когда мы сами учились в школе, наши родители тоже всегда деньги сдавали. Мы сдали на сына 2 000 рублей — это на весь год. Школа только просила нас (но не требовала) приобрести отдельно еще прописи. А сданные родительскому комитету деньги идут на бумагу туалетную, влажные салфетки, листы, чтобы распечатывать задания, на воздушные шары, на фотобумагу для дневников (они были как подарки детям на 1 сентября). Туда входят мелкие подарки на дни рождения детям, подарки для учителей. Это не много на мой взгляд, — отметила мама школьника.
Такую же позицию занимают многие родители, оставляющие комментарии в соцсетях.
— Всю жизнь собирали «на шторы». Я училась 25 лет назад, всегда сдавали в фонд класса! Пока мы дождемся, что администрация что-то выделит, дети наши отучиться могут. У нас не много собирают, в год выходит 1 500 — 2 000 рублей. Сейчас пособия платят не маленькие, — прокомментировала, например, Лидия Елескина.
Педагог одной из школ Оренбургской области поделилась, что учителя сбора денег с родителей никак не касаются. Но они тоже вкладываются копейкой в школьные нужды.
— По деньгам все строго, ими занимается только родительский комитет. Они сами решают, чем могут помочь школе, сами спрашивают, что нужно в класс. Если кто хочет, тот помогает, например, приносят бумажные полотенца. То есть не деньгами. Они еще могут и сами ремонт помочь сделать. Но все строго по желанию. Но и учителя тоже покупают, это я из личного опыта говорю. Если надо, покупаем и бумагу, и полотенца, — прокомментировала учитель Светлана Горшкова
Экс-директор одной из орских школ, педагог с 30-летним стажем, депутат областного ЗС Вячеслав Ращупкин считает, что собирать деньги с родителей — плохо. По его словам, их обязанность — заниматься воспитанием своих детей, обеспечивать их формой, сменной обувью и т. д. А вот покупка учебников и прочих расходных материалов должна полностью лежать на плечах школы.
— Но причина в том, что не утвердили нормативы на обучение на одного ученика в школе. Поэтому школы — в недофинансировании. Если бы не было этой проблемы, не нужно было бы собирать ни на краску, ни на учебники… Хотя, если родители хотят помочь школе, я ничего плохого не вижу. Но должна быть помощь добровольная. Почему нет? На экскурсии, например. Или мыло решили другое купить, подороже, не то, которое школа приобрела. А принтер должна сама школа покупать, как и линолеум, шторы и т. д. — говорится Вячеслав Ращупкин.
Юрист и член ОНФ Дмитрий Болдырев считает, что сборы в школах денег — не поборы, а добровольное желание родителей помочь образовательной организации.
— Они сами на собраниях решают, на что и сколько сдавать. Другой вопрос, когда новые школы, которые ведены в эксплуатацию недавно, требуют докупить шторы, жалюзи и тд. Это вызывает вопросы. Новая школа должна быть оборудована, но иногда родительская община предлагает докупить что-то. Не буду называть школу, когда делали капремонт, там 60 окон были установлены родителями однокамерными, они не соответствовали требованиям. И в ходе капремонта забыли предусмотреть их замену. Никто не проверил. Ремонт прошел, а 60 окон остались не соответствующими требованиям. И когда снова будут деньги на это — не ясно. И таких школ немало. Но, когда родителям говорят, что школу не откроют, так как там не устранено что-то или не установлено, то они сами несут деньги, лишь бы дети учились. Причем порой на сайте госзакупок посмотришь, волосы дымом встают. Закупки осуществляются серьезные, устраняется аварийность прямо в течение учебного года. Но почему лета не хватило для этого? После 1 сентября здания ремонтировать при детях начинают, — подытожил общественник.
В ответе на официальный запрос в министерстве образования Оренбургской области рассказали 56orb.ru, то законом не предусмотрен прямой запрет на осуществление благотворительных пожертвований школе со стороны родителей. Исключения — расходы на оплату труда, приобретение учебников и пособий, средств обучения, игр и т. д., на которые предоставляются субвенции местным бюджетам.
— Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов. Любая инициативная группа граждан вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих, а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение. В 2022–2023 гг. в министерство образования Оренбургской области поступала информация о сборе денежных средств с родителей. Однако информация о том, что сборы носят принудительный характер, тогда не подтверждалась, — прокомментировали в областном Минобре.
Александр Бударагин — руководитель группы «Юридическая помощь онлайн» — говорит, что лишь за предоставление дополнительных образовательных услуг может взиматься дополнительная плата. Например, за репетиторство.
— Представление общеобразовательных услуг в России осуществляется на безвозмездной основе, без поборов. Когда учителя на родительских собраниях требуют внести какие-либо финансовые средства на нужды класса и школы, то родители соглашаются и сдают. Многие из них не знают, что подобные действия со стороны работников школы незаконны. Принудить родителей сдавать деньги не может ни школа, ни родительский комитет. Все взносы должны делаться исключительно на добровольной основе, — подчеркнул юрист.
Если сотрудники учебного заведения требуют сдачи денежных средств на какие-либо нужды школы, не имея при этом законных оснований, родители вправе подать жалобу на них. Причем способов много: от самой СОШ до организации по борьбе с преступлениями в области экономики.
Руководитель юридического консультационного центра «Надежный партнер» Юлия Аксенова также прокомментировала наболевшую для многих родителей проблему.
— Школа не имеет права собирать средства на такие цели: дополнительные учебники и тетради, ремонт, мебель, окна, спортивный инвентарь, техника — хозяйственные принадлежности. Если родитель желает оказать добровольную помощь школе в виде передачи денежных средств на нужды образовательной организации, он может самостоятельно перечислить любую сумму на расчетный счет учреждения. Ни руководитель школы, ни родительский комитет не вправе устанавливать размеры пожертвований, а также требовать от родителей учащихся внесения взносов. Если родитель не хочет либо не имеет возможности участвовать в сборах, он может от них отказаться, — отметила Юлия Аксенова.
По словам юриста, любые действия представителей родкомитетов, направленные на принуждение с родителя ученика денег в фонд класса, могут быть квалифицированы как самоуправство или вымогательство. А подобные действия со стороны школы — как злоупотребление должностными полномочиями.