Представьте: ваш ребенок часами сидит дома над учебниками, постоянно делает доклады и презентации, и все, вроде бы, идет к твердой пятерке. Но вдруг, к концу четверти, на последнем листе дневника вырисовывается тройка за контрольную. Оказывается, что домашние задания и доклады по новой системе оценивания «весят» в разы меньше, чем контрольная работа, которую школьник «завалил», и о пятерке в четверти можно забыть. Неприятный сюрприз, да?
Однако учителя считают, что не все так трагично, как думают некоторые родители. Узнать позицию педагогов по поводу очередного образовательного эксперимента журналисту 56orb удалось у учителя начальных классов Анны Алешиной из школы в Южном микрорайоне, где недавно ввели новую систему.
— На сегодняшний день я увидела в ней [новой системе оценок], наверное, больше плюсов. Я считаю, она действительно более справедлива. Потому, вот элементарный пример: ребенок ходит в школу, не очень хорошо учится, не активничает, не проявляет интерес к обучению, контрольные пишет на не очень хорошие отметки. И тут — бац! Каким-то образом у него в конце четверти четыре или пять. Конечно, задаешься вопросом, а как так вышло? А все очень просто: взял какой-нибудь доклад — скачал с Интернета, или сделал домашнюю работу, и набрал так себе пятерок и четверок. По итогу, у него вышла пять. А контрольные работы, которые дают реальный показатель знаний, он, допустим, этими пятерками просто перекрыл, — считает педагог.
Со временем, считает она, такой подход к оценке знаний может повысить уровень образования. Однако пока какие-то выводы делать рано: на данный момент все не так очевидно, образование только начало перестраиваться на новые рельсы.
Аналогичное мнение высказала Наталья Долматова, директор школы №35. По ее мнению, новый метод оценивания улучшит образовательную систему в целом.
— Она будет стимулировать учеников к повышению своего собственного уровня знаний по каждой теме, потому что знания по предмету нужно будет показать на контрольной работе без помощи компьютера и «умных» браузеров, — считает директор.
Отметим, что теперь контрольная будет иметь вес в 10 раз больший, чем домашнее задание. То есть, чтобы перекрыть двойку по контрольной работе, потребуется 10 раз выполнить домашнюю работу на отлично.
Наталья Долматова рассказала, что новая система оценок поможет усердным ученикам получать лучшие отметки.
— Новая система позволит избегать ситуации, когда одна плохая отметка сильно сказывается на общем итоге, несправедливо влияя на старания ученика в целом. Каждая отметка будет взвешена в соответствии с ее значимостью: если это контрольная работа, то и стоимость этой отметки будет выше, чем, например, ответа домашнего задания или ответа у доски в конце четверти, — объяснила директор.
По мнению педагогов, старая система оценок часто зависела от «счастливых случайностей», которые могли работать не в пользу учеников, которые по-настоящему усердны, а не просто копируют ответы из «ГДЗ.»
— Дети, которые действительно стараются, прикладывают усилия, не всегда получают эту пятерку. Все дети разные — кто-то не дотягивает до «отлично», но он старается. А по итогу он получает оценку ниже, чем первый ученик [который скачал задание из Интернета], хотя по факту, усилий-то он приложил больше. И вот новая система как раз восстанавливает эту справедливость, — рассказала Анна.
Педагог также отметила, что новая система делает оценивание детей более объективным. Все вычисления компьютер производит автоматически. Соответственно, обвинить учителя в предвзятости уже будет сложнее.
— Новая система оценивая открывает глаза родителям на реальные знания их детей. Бывают ситуации, когда, например, в конце четверти ребенок получает не ту оценку, которую хотел бы видеть родитель. Мама приходит в школу, задает вопрос: почему ребенок днями и ночами сидит с рефератами, в компьютере работает, задания делает, а оценка за четверть «три»? Возникают споры. Родители говорят, мол, какая разница, среднее арифметическое же выше, чем оценка за четверть, вот ее и ставьте. Новая система сама все считает и выдает, в этом ее удобство, — рассказала учитель.
Директор СОШ №35 добавила, что такой подход к оценкам поможет своевременно выявлять пробелы в знаниях детей и получать более «наглядную» картину успеваемости.
— Система средневзвешенного балла позволяет получать более точные и ясные данные об успехах и слабых сторонах в усвоении материала каждого школьника, — рассказала Наталья Долматова.
Отметим, что ранее в соцсетях появилось много критики в отношении новой системы оценивания в школах со стороны родителей. Некоторые из них даже стали подумывать о переводе на домашнее обучение.