Несколько школ региона перешли на новую экспериментальную систему оценивания знаний. Теперь каждая оценка имеет разный вес.
С нового учебного года почти в сотне школ Оренбуржья введен новый критерий оценивания работы учеников — «вес оценки», который зависит от сложности выполненной работы и учитывается при расчете среднего балла — и, соответственно, четвертной или годовой оценки.
Как это будет рассчитываться?
Ранее ученик, получивший 4 балла за контрольную работу, 5-ку за домашнюю работу и 5-ку за ответ у доски, мог рассчитывать на 5 в четверти — просто по среднему арифметическому. Однако теперь, с введением веса оценки, он получит твердую 4.
Кроме того, изменен и порог среднего балла. Ранее средний балл к концу четверти в 3,5 мог дать 4 в четверти, однако теперь этот балл должен быть не менее 3,6 для 4-ки и 4,6 для 5-ки. Эти изменения были введены для более точной оценки успеваемости учеников и повышения требовательности к ним.
На сайте Дневник.Ру показано, как это работает:например,ученику5 и 4 поставлено за контрольные работы; 3 поставлено за ответ на уроке. Вес работ: контрольная работа = 10 баллов, ответ на уроке = 1 балл. Средневзвешенный балл = (5*10+3*1+4*10)/(10+1+10)=4,43. Если бы знания ученика проверялись по старой системе — системе среднего балла, то подсчет выглядел бы так: (5 + 4 +3)/3=4. Что мы имеем: при оценивании знаний по системе «среднего балла» ученик бы тянул на твердое «хорошо», однако при средневзвешенном балле оценка приближается к 4,5.
В каких школах ввели эту систему?
Новая система оценивания введена в 95 учреждениях среднего образования Оренбургской области. Полный список «экспериментаторов» можно увидеть здесь.
В Орске новая система была принята пока только в 5 школах — СОШ №15,20,38 и гимназиях №2,3. Также она начала действовать в Акбулакской школе №2.
Для чего нужно нововведение?
Родители очередной образовательный эксперимент в Оренбуржье восприняли негативно.
— В Акбулакской школе № 2 приняли экспериментальную систему обучения по баллам. О принятии этой системы не спрашивали ни родителей, ни учеников — всех собрали и сообщили. Все родители в шоке и не хотят, чтобы их дети были «подопытными», а хотят нормального образования для детей, как везде. Что делать и куда писать — не понятно,— пишет местная жительница в Telegram-канале «Новости Оренбурга».
Однако, представители власти уверены, что новая система повысит мотивацию школьников и не даст получать хорошие оценки «по счастливой случайности».
— Весовой коэффициент способствует мотивации учащихся на достижение более высоких образовательных результатов, осознанное осуществление учебной деятельности. Он программируется в электронном журнале. Там автоматически отражается средневзвешенный балл за выбранный учебный период. Вес оценок зависит от сложности выполненной ребенком задачи и учитывается при расчете среднего балла учащегося. Поэтому, получая информацию о коэффициентах, родители смогут иметь более полную картину об успеваемости своего ребенка в школе, — рассказали в администрации Орска журналистам ORSK.ru.
Получается, что стать отличником по новой системе становится труднее: для этого необходимо выполнять более сложные задания.
— Если ученик получал «легкие» оценки в течение всей четверти, принося на уроки скачанные в интернете рефераты и делая домашние задания с помощью ГДЗ, а самостоятельные и контрольные писал преимущественно на 3, по среднему арифметическому он вполне может рассчитывать на 4. Средневзвешенный балл этого не допустит — благодаря коэффициенту будет четко видно, что школьник не знает предмет на 4, так как все основные проверочные работы написаны на более низкий балл, и исправить ситуацию, получая хорошие оценки за простые задания, не удастся, — объяснили в мэрии Орска.
Однако в некоторых школах региона продолжает действовать старая система оценивания, что создает для ребят неравные условия для обучения: некоторые смогут получать аттестаты с пятерками даже за «легкие» задания, поскольку в их школе эксперимент не проводится, а другим придется очень постараться ради хороших оценок.
Такое новшество — законно?
В «Законе об образовании» говорится, что образовательные отношения действительно могут изменяться по инициативе со стороны образовательного учреждения.
— Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме, так и по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, — говорится в документе.
Официальных документов, нормативно закрепляющих новую систему оценивания в школах, пока не публиковалось.