Попасть за штурвал самолета, выполняющего коммерческие рейсы в России, можно лишь одним способом — пройти обучение в летных школах и техникумах. На всю страну их всего пять штук. Получается, государство фактически монополизировало сферу подготовки коммерческих пилотов и взяло на себя всю ответственность за этот процесс.
Сейчас больше всего вопросов вызывает использование в целях обучения самолетов «Diamond Da-40», разработанных в Австрии.
— Несмотря на иностранные корни, он стал главной «учебной партой» для будущих пилотов в нашей стране. Ещё в 2013 году было заключено соглашение о лицензионном производстве этих самолётов на Уральском заводе гражданской авиации, — рассказывают «Новые известия».
Однако без импортных запчастей и ремонта эта техника уже летом может стать непригодной для использования.
На замену австрийским самолетам приходят американские «Cessna». Однако и они требуют оригинальных деталей из заграницы. Стоит отметить, что эти самолеты используют в качестве начальной стадии обучения. А вот «Diamond» относятся к более продвинутой ступени.
В таких условиях будущим летчикам приходится проходить обучение на земле. При этом еще и тренажеры зачастую находятся не в лучшем состоянии.
Но еще тяжелее тем, кто хочет стать пилотом вертолета и заниматься коммерческими перелетами.
— В России есть только одно единственное учебное заведение, где готовят вертолётчиков: Омский лётно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского. В 2018–2019 годах училище не выпустило ни одного курсанта, поскольку в наличии остался только один учебный вертолёт в рабочем состоянии – «Ми-171А2», — отмечают в издании.
В этой школе задолженность по полетам растянулась на несколько лет. Погасить ее удалось только к 2022 году. И то лишь благодаря внимаю правоохранительных органов и общественности.
Зачем тогда в данной ситуации идти в летное училище? Никто не дает никаких гарантий, что обучение будет закончено, а после этого произойдет трудоустройство. В правительстве понимают, что в стране назревает дефицит пилотов. Однако решать эту проблему власти не торопятся.
— Решать проблемы лётных училищ властям неинтересно, зато Минпромторг Дениса Мантурова выделил почти 2,9 млрд на разработку искусственного интеллекта, который сможет заменить второго пилота, — сообщают «Новые известия».
В таком случае возникает резонный вопрос — как живому человеку стать капитаном самолета? Перед этим сначала нужно провести авиаресы, находясь в кресле второго пилота.
Если все пойдет так и дальше, то россиянам в скором времени не придется выбирать: отправиться в путешествие по стране на самолете или на поезде. Ведь локомотивы в России пока еще производят.