Последние несколько недель в регионе не утихают разговоры о том, что в Оренбурге недобросовестные коммерсанты продают поддельные пуховые платки, прикрываясь известным брендом. Напомним, оренбурженка купила в одной из торговых точек изделие, которое, по ее словам, вызвало у нее аллергию. У гостей и жителей области встал вопрос: а какова вероятность отдать деньги за контрафакт?
Как говорят эксперты, на рынке контрафакта много: по разным оценкам от 50 до 70% от всех платков (а это от 20 до 30 тысяч штук в год), продаваемых под видом оренбургского. Дело в том, что поголовье коз, пух которых идет на платки, в Оренбуржье не так велико, как хотелось бы. А из того, что есть, навязать большое количество изделий технически невозможно.
Редакция 56orb.ru запросила в областном Минсельхозе информацию о том, сколько коз сейчас насчитывается в Оренбургской области, пух которых мог бы пойти на сырье.
Однако предоставить нам информацию в установленные сроки ведомство не смогло и попросило дополнительное время — чтобы собрать все необходимые данные. Эксперты же, знакомые с ситуацией, утверждают, что суммарное поголовье (вместе с личными хозяйствами) не превышает несколько тысяч голов. Даже если этих коз каждый год стричь наголо, то на 20000-30000 платков пуха категорически не хватит.
Руководитель гильдии пуховниц Галия Абсалямова признает, что многие платки — из тех, что подешевле — вяжутся вовсе не из пуха тех самых коз особой оренбургской породы. При этом она считает, что относить такие платки к разряду поддельных нельзя: контрафакта в народном промысле быть не может.
— Я сама выросла в пуховязальной семье, и все мои родственники вязали из разного пуха, согласно своему достатку. Все платки разного уровня. Кто-то не может позволить себе платок за 20 000 рублей, он пойдет и купит за 3 000 рублей. У нас вяжут не только из местного пуха, его попросту нет в том количестве, в котором он нужен.
Однако специалист в этой сфере, искусствовед Ирина Бушухина утверждает, что изделие из привозного пуха оренбургским считаться не может в принципе. Об этом она рассказала нашим коллегам из КП-Оренбург, которые принесли ей купленное в одном из магазинов изделие.
— Это так называемый узбекский платок, машинная вязка. Сделали его в Азии, никак не в Оренбурге. Там есть целый город, который занимается таким производством. В теории – это тоже козий пух, носить его можно. Но к традиционному оренбургскому он не имеет никакого отношения, — объяснила она.
Пуховязальщицы также говорят, что настоящий оренбургский платок не может быть дешевым: если изделие стоит копейки, это однозначно так называемая «узбечка». Мастерица Алина Аминова даже объяснила нашим коллегам, как формируется себестоимость платка.
— Килограмм пуха стоит от 3 до 4,5 тысяч рублей. На один платок уходит 500 граммов. То есть уже две тысячи рублей закладываем на материал. Дальше – ческа. Я делаю сама, но это отдельная услуга, которая стоит от 200 рублей за 100 граммов. Еще плюс 1000. Потом шесть прядется и сучится – это тоже отдельная стоимость, от 100 рублей за 100 граммов.
Таким образом, себестоимость одного платка не может составлять менее 2500-3000 рублей, из них более половины приходится на сырье. Даже если мастерица на одном платке зарабатывает не более тысячи рублей (и это за две-три недели монотонной работы), то в продаже платок должен стоить минимум 4000-4500 рублей. И это если не платить налоги! То есть дешевые платки – однозначно подделка или некачественная продукция. Что и подтвердила покупка нашей читательницы, о которой мы писали ранее.
Чтобы считаться оренбургским пуховым платком, изделие должно пройти через худсовет, который решит, можно ли давать ему громкое имя одного из символов нашего региона. Многие платки эту проверку не проходят. Некоторые считают, что дело вовсе не в качестве. Та же Галия Абсалямова полагает, что худсовет душит свободу творчества.
— Не все вяжут так, как требуется, особенно если это высокохудожественные изделия. Если рисунки другие, то это тоже уже не оренбургский платок считается! Получается, если я вяжу простые рисунки, еще и из привозного пуха, то я контрафактник? Я или люди из деревень должны каждый раз бегать в худсовет, чтобы утвердить свое изделие, — жалуется женщина.
Однако другие специалисты уверены, что худсовет отметает именно то, что связано на примитивной машинке, причем некачественно. На изготовление одного платка пуховязальщице необходимо от 2 недель до месяца; в области, если считать от мала до велика, насчитывается не более 500-600 мастериц. Значит, максимум, что они могут изготовить на продажу – не более 10000 платков. Откуда берутся лишние 10-20 тысяч? Часть экспертов считает, что их штампуют в Средней Азии, там же, где и берется дешевый некачественный пух, на примитивных домашних машинках.
И такие изделия все-таки порой получают громкое имя «оренбургский пуховый платок» — обманом. Вот что рассказала директор «Фабрики Оренбургских пуховых платков» Елена Курлаева:
— Мало того, что подделки вяжутся не понятно где, не понятно кем, не понятно из чего, так еще и их удачно перемешивают с настоящими платками. Схема проста – на худсовет выносят оригинальный платок, а потом под его именем торгуют «паленкой».
В итоге рынок переполнен контрафактной продукцией, что наносит вред и здоровью покупателей, и имиджу региона.
— Самодеятельность», которая проникает, к сожалению, даже на полки магазинов, уничтожает стилистику настоящего платка, размывает сам промысел, его уникальность. Конечно, с контрафактом надо бороться, это серьезная опасность, — убеждена Ирина Бушухина.