Posted 23 марта 2021, 05:41
Published 23 марта 2021, 05:41
Modified 17 октября 2022, 17:21
Updated 17 октября 2022, 17:21
По информации из собственных источников, МКП ОПП в первом полугодии прошлого года получило финансирование из бюджета в размере 200 миллионов рублей. Эти деньги были выделены в виде прямой дотации для осуществления пассажирских перевозок оренбуржцев на муниципальных автобусах и троллейбусах при тарифе в 21 рубль за поездку.
По бизнес-плану МКП этих денег должно было хватить, чтобы закрыть убытки. Однако коронавирусные ограничения, введённые с 25 марта прошлого года, привели к резкому сокращению числа пассажиров. Проще говоря, оренбуржцы почти перестали пользоваться общественным транспортом в марте–апреле 2020-го. А в целом пассажиропоток за прошлый год упал фактически наполовину.
Раз пассажиры не ездят, то и выручки нет. Из-за этого у МКП ОПП образовались дополнительные убытки в размере 49,6 миллиона рублей. И именно их автопредприятие и требует погасить, взыскивая через суд деньги со своего же учредителя.
Эксперты, опрошенные 56orb, характеризуют внешне данную ситуацию как нонсенс. «Это всё равно, что ребёнок, который получил на завтрак 50 рублей, купил булочку, ему не хватило — и он подал в суд на родителей, требуя ещё 50 рублей на вторую булочку», — рассказали нам.
Однако руководитель Ассоцииации перевозчиков Оренбурга Максим Фазуллин полагает, что, возможно, дело тут более серьёзное. И через такой судебный процесс мэрия города просто финансирует собственное автопредприятие в обход законодательных ограничений.
Дело в том, что с 1 июля 2020 года прямые дотации муниципальным предприятиям запрещены Налоговым кодексом. Новые требования закона обязывают все государственные средства выводить на честные торги с равными возможностями получения денег для всех игроков отрасли перевозок. Однако теперь достаточно мэрии в суде признать иск, и появляется легальная возможность выплатить эти 50 миллионов предприятию.
Владельцы частных автобусов недоумевают: почему мэрия огромные деньги вливает только в одно предприятие — МКП ОПП. Которое, кстати, перевозит лишь порядка 15-20% всех пассажиров в городе. По их мнению, гораздо эффективнее было бы объявить конкурс, распределив эти 250 миллионов на все маршруты и допустив туда всех желающих. Тот, кто предложит наилучшее качество и безопасность и согласится на предложенный городом тариф — тот и будет возить пассажиров.
Впрочем, в случае свободного рынка МКП ОПП, вероятнее всего, проиграет в конкурентной борьбе. Дело в том, что сейчас дела на предприятии, мягко говоря — швах.
С 19 марта Налоговой инспекцией заблокированы счета МКП в четырёх банках, задолженность по налогами и сборам составляет 30 миллионов рублей.
В первой декаде апреля предстоит компании и лизинговый платёж в 15 миллионов рублей за автобусы «Волгабасы», взятые в кредит в конце 2018-начале 2019 года.
Наконец, ещё около 5 миллионов требуется кровь из носу найти до конца марта, чтобы выплатить работникам аванс за апрель.
Вот и получается как раз сумма в 50 миллионов, чтобы хоть как-то перекрутиться ближайший месяц. С мая же начнут работать дачные маршруты, финансирование на которые выделяет уже областная казна. Это ещё более сотни миллионов рублей и шанс пробарахтаться на финансовом плаву хотя бы до конца лета.