Posted 19 марта 2021,, 09:58

Published 19 марта 2021,, 09:58

Modified 17 октября 2022,, 17:17

Updated 17 октября 2022,, 17:17

Вылезай, приехали! В Оренбурге сворачивают проект обновления автобусного парка

19 марта 2021, 09:58
Компания «Лидерком», которая первая из «частников» в Оренбурге запустила проект обновления автобусного парка, заявила о сворачивании этой деятельности. Накануне из собственных источников 56orb стало известно, что предприятие подало заявление о расторжении договоров лизинга на новые автобусы Vektor Next.

Контракт с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) на 380 миллионов рублей предполагал поставку 60 автобусов среднего класса Vektor Next в комплектации «Доступная среда» с кондиционерами и выдвижной платформой для посадки маломобильных горожан, а так же мам с детскими колясками.

Жёлтые симпатичные «Векторы» пока ещё колесят по улицам города, но теперь, скорее всего, их придётся вернуть лизингодателю. Проще говоря, они уедут из Оренбурга, а вместо них на маршруты выйдут морально и физически устаревшие «ПАЗики».

Модернизация разбилась о бюрократию

Оренбург — один из последних региональных центров в России, где основной парк пассажирских автобусов составляют модели ПАЗ — 3205 и их модификации. Разработанный ещё в 1982 году, то есть уже 40 лет назад, этот ПАЗ предназначался для сельских райцентров и межпоселковых перевозок. Но неожиданно надолго «прижился» в нашем городе.

Дело в том, что в конце 2015 года, когда готовился очередной конкурс на право осуществления перевозок, этот автобус оказался самым дешёвым для покупки. А тогдашняя администрация не стала противиться и составлять конкурсную документацию так, чтобы стимулировать приобретение более современных и комфортных машин.

Тогда намекали владельцам автопредприятий — даём вам 5 лет на модернизацию. И новый конкурс уже должен быть более жёстким — устаревшие машины с улиц уйдут.

Однако за эти годы фактически только два автопредприятия в Оренбурге откликнулись на призыв о модернизации. Первым стало Муниципальное казённое предприятие «Оренбургские пассажирские перевозки» (МКП ОПП) — там в конце 2018 года закупили 50 «Волгабасов» большой вместимости.

А в 2019 году уже упоминавшиеся выше контракты с ГТЛК на поставку 60 автобусов «Вектор Некст» заключило и частное предприятие ООО «Лидерком».

МКП получало из бюджета города десятки миллионов рублей дотаций — и вскоре «Волгабасы» уже возили людей по маршрутам № 20 и № 21. А вот у «Лидеркома» почти полгода вывести новенькие автобусы на линию не удавалось из-за бюрократических проволочек. Дело в том, что, они относятся к среднему классу, а в документах на маршруты, подписанных администрацией Оренбурга, допускалась работа автобусов только малого класса. Разница — буквально в 15 сантиметров, но из-за такой «закавыки» заменить «ПАЗики» на «Векторы» Транспортная комиссия города долгое время не соглашалась.

Диагноз для отрасли

Коронавирус и связанные с ним запреты в прошлом году нанесли тяжелеший удар по многим отраслям экономики. Но отрасль пассажирских перевозок оказалась, без сомнения, самой пострадавшей.

— Первая волна коронавируса обрушила объёмы перевозок сразу на треть, вторая волна добавила ещё около 20%. Причём пассажиропоток на общественном транспорте не восстановился до сих пор, — комментирует председатель Ассоциации перевозчиков Оренбурга Максим Фазуллин.

Так, если в осенью 2019 года на улицы Оренбурга выходили до 1000 единиц транспорта в будни, то сегодня этот показатель — порядка 500-550 единиц. Более того, автобусы сокращают и время работы на маршруте — раньше уходят с линии, так как не удаётся «вытянуть экономику».

Неудивительно, что растёт число возмущённых сообщений от горожан, которые по часу вечерами ждут автобусов на остановках, в мороз, в метель. Уже после 20-00 уехать из отдалённых районов Оренбурга весьма проблематично.

Масла в огонь подливает и резко подорожавший автомобильный сжиженный газ пропан-бутан, которым заправляется большинство «ПАЗиков». С начала года цена на него подпрыгнула сразу на 25%, и уже сейчас идёт обсуждение о повышении цены на проезд до 29-30 рублей.

— Да, исключать этого нельзя. Это экономика, никуда от неё не уйти. Частные перевозчики, работающие на маршрутах, имеют единственный источник дохода — это платежи от пассажиров. И если топливо резко дорожает, то компенсировать это других возможностей нет, — говорит Фазуллин.

Выход из замкнутого круга

В итоге получается замкнутый круг. Проезд дорожает, автобусный парк ветшает, а это приводит к оттоку пассажиров — люди пересаживаются на личные авто и ездят в такси. Сегодня из центра в Степной агрегаторы не в час пик ставят цену в 120-130 рублей. Уже выгоднее сбросится вчетвером и ехать в комфорте на Убере, ДиДи или "Везёт", а не в ржавом вонючем «ПАЗике».

Перестроить рынок пассажирских перевозок, ввести новые «правила игры» на маршрутах должны были после проведения конкурса среди автопредприятий. Его намечали на февраль этого года.

Обсуждался вопрос и субсидирования маршрутов. Ведь сегодня в год порядка 200 миллионов рублей денег из городской казны получает единственное предприятие — МКП ОПП. Но оно перевозит менее 20% пассажиропотока. Давно звучали резонные возражения: а почему бы эти средства не распределять между всеми перевозчиками, но с требованиями не повышать тарифы и убрать наконец старый автопарк?

Однако конкурс, намеченный на февраль этого года, не состоялся. И, по имеющейся информации 56orb.ru — не состоится как минимум до конца думских и заксобровских выборов. Если же подтвердится информация, что в Госдуму собирается избираться нынешний мэр Оренбурга Владимир Ильиных, то несчастный этот транспортный конкурс вообще улетает в небытие — это пока ещё выберут нового мэра, пока сформируют новую транспортную комиссию…

Вот и получается, что никто в городе не заинтересован в обновлении автопарка. А зачем, если внятных правил игры нет и конкурс откладывается раз за разом? Как пример — тот же «Лидерком», который купил за огромные деньги новые автобусы, но никакой поддержки ни от области, ни от городских властей так и не получил. Зачем залезать в кредиты, если можно смахнуть пыль с древнего «Пазика» и вывести его на маршрут. Авось, доедет, и даже денежку какую-нибудь привезёт…

Мнение:

Блогер и урбанист Аркадий Гершман - об общественном транспорте Оренбурга:

- ПАЗики были много где, сейчас любой уважающий себя город пытается от них избавиться. Потому что это автобус, который был разработан, чтобы возить колхозников по полям. Это не городской тип транспорта. Общественный транспорт должен быть надежным, предсказуемым и быстрым. Если вы приходите на остановку и не знаете, куда вы сможете отсюда уехать, через сколько приедет ваш автобус, не умрете ли вы по пути, то это плохой общественный транспорт. Даже несчастная Тверь, которая бедная, она смогла полностью избавиться от маршруток и ПАЗиков. Есть еще Белгород, они делают скоростной автобус первыми в России и получают под это большое федеральное софинансирование. Даже если у города нет собственных средств, сейчас есть возможность получить по федеральным программам субсидии.

Вопрос скорее, насколько это нужно и кто у вас держит маршрутки.

"