Posted 20 января 2020, 08:22
Published 20 января 2020, 08:22
Modified 17 октября 2022, 16:35
Updated 17 октября 2022, 16:35
Принципы ценообразования на топливо давно вызывают вопросы у автовладельцев в Оренбургской области. Парадоксально, но стоит лишь пересечь границу региона и въехать на территорию Башкирии или Челябинской области, как заправить машину можно существенно дешевле. Разница в ценах иногда достигает 11 процентов! То есть с каждого залитого бака автовладелец экономит по 230-240 рублей. Неплохо?
Любопытно и то, что цены на топливо существенно различаются в одной и той же сети АЗС, но в разных регионах. Яркий пример тому — автозаправки «Башнефть».
В Оренбургской области сеть этих автозаправок — самая крупная. Много их и в Башкирии (что в общем-то и логично). В Челябинской же и Свердловской областях более распространены АЗС «Газпромнефть» и мелкие операторы. Город на реке Миасс в этом смысле вообще довольно уникален: там работает более трёх десятков малых розничных топливных операторов. Бензиновый рынок Челябинска один из самых конкурентных в России.
Как видим на фото, стоимость бензина самой востребованной марки Аи-92 на заправках «Башнефти» в Челябинске варьируется от 39 руб. 40 коп до 40 руб. 40 коп. Цены приведены без учёта акций и дисконта по картам лояльности, просто «as is» — как есть. Фото ценников сделаны в период с 3 по 10 января 2020 года. И разница — почти в 9% не в пользу нашего региона. Такая задержка по времени публикации снимков вызвана тем, что сразу после новогодних каникул мы отправляли официальный запрос в головной офис сети АЗС «Башнефть», но ответа так и не дождались.
На трассе Челябинск — Екатеринбург стоимость топлива чуть выше - 40 руб. 80 копеек. Но в любом случае это намного ниже, чем цена бензина на АЗС «Башнефть» в Оренбурге, где ценник с конца декабря 2019 года — 41 руб. 90 коп. за литр Аи-92.
Схожая ситуация и на АЗС «Газпромнефть». Как видим, в Челябинске цена — 38 руб. 70 коп. за литр 92-го.
В Оренбурге — 41 руб. 60 коп. Разница в 7,5% — не в нашу пользу.
Отметим, что на фото - разные сети АЗС. При внешне схожем брендировании в Челябинске и Екатеринбурге работают заправки «Газпромнефть», а в Оренбуржье — «Газпром». Формально это разные структуры, хотя и имеют одного бенефициара — российского газового гиганта. Плюс в Челябинске очень распространены полностью автоматические заправки, где топливо отпускается без оператора и поэтому ниже издержки.
В Оренбурге пока работают только две автоматические АЗС сети «BrentFueller», у более крупных компаний аналогичного профиля они распространения пока не получили.
Эксперты объясняют это тем, что классические АЗС пытаются зарабатывать ещё и на продаже различных автомобильных товаров, кофе, машинных жидкостей. Но опять-таки, делают они это по старой схеме, с использованием труда продавцов.
А вот в Челябинске уже активно развивается вендинговая сеть для автовладельцев. благодаря этому, например, залить «незамерзайку» в бачок омывателя можно от автомата. Это опять-таки дешевле, так как не нужно платить зарплату продавцу и налоги с неё.
И ещё один парадокс: ни в Челябинской, ни в Свердловской областях нет своих сколько-нибудь крупных нефтеперерабатывающих заводов. Была у екатеринбуржцев попытка построить НПЗ в Верхотурском районе, но на большие объёмы производства оно так и не вышло.
В Челябинской области нефтепереработки нет вообще. Весь бензин и дизтопливо — привозные.
Нет в этих регионах и ощутимой нефтедобычи. В Свердловской области есть перспективное месторождение в Гаринском городском округе, на границе с Ханты-Мансийским автономным округом. Но его только начинают осваивать.
Оренбургская же область является четвёртой в России по объёмам нефтедобычи, ежегодно отправляя на переработку от всех нефтедобывающих компаний более 20 миллионов тонн нефти.
Есть у нас и свой нефтеперерабатывающий завод — «Орскнефтеоргсинтез», который только за первое полугодие прошлого года выпустил более 1 млн. 680 тыс. тонн светлых нефтепродуктов, в том числе бензина и дизеля. Учитывая, что на заводе идёт масштабная модернизация и растёт глубина переработки нефти, можно ожидать ещё более масштабный выпуск топлива. Которого с лихвой хватило бы, чтобы закрыть потребности области с учётом минимальной логистики поставок.
Но увы. Со времён областной нефтяной компании «ОНАКО» в 2000 году, когда она была выкуплена ТНК (позднее — ТНК-ВР), цена бензина в Оренбуржье неуклонно росла по отношению к соседним регионам. Давно прошли те времена, когда к нам в область ездили заправляться из Самары и Башкирии, так как топливо на АЗС «ОНАКО» было гораздо дешевле.
Череда продаж розничной сети автозаправок «ОНАКО», исторически — крупнейшей в области, приводила к неоднократным сменам вывесок. ТНК, «Русснефть», наконец — «Башнефть». И вместе с вывесками менялись и ценники, раз за разом увеличивая отрыв от соседей.
Ответ на вопрос, как так получается, что при изобилии своей нефти и нефтепереработки мы оказываемся в числе самых дорогих регионов Урала и Поволжья по цене топлива, лежит, как нам кажется, на поверхности. А именно — всё дело в конкуренции. Точнее, в её отсутствии.
Мы уже рассказывали выше, как много в Челябинске малых операторов топливного розничного рынка. И как по этой причине цены идут на спад. Ведь «задранная» стоимость топлива на одной бензозаправке «отталкивает» автомобилистов туда, где ценник ниже.
Боимся сглазить, но в Оренбурге в некоторых районах тоже можно наблюдать конкурентную борьбу. В частности, в северо-восточном жилом районе на ряде АЗС на днях снизили цену на бензин.
А вскоре и такой гигант, как АЗС «Газпром» тоже пошёл на беспрецедентный шаг и переписал ценник.
Правда, пока только на одной заправке на северо-востоке города. В других АЗС стоимость остаётся прежней.
Возможно, это временная акция, чтобы «придушить» конкурентов. Но в любом случае — процесс пошёл, и в выигрыше оказываются рядовые автовладельцы.