Posted 29 сентября 2019, 17:23

Published 29 сентября 2019, 17:23

Modified 17 октября 2022, 16:28

Updated 17 октября 2022, 16:28

«Сговора нет, но вы платите!» Почему в Оренбуржье запредельные цены на моторный газ

29 сентября 2019, 17:23
Оренбургская область является одним из крупнейших в России производителей сжиженных углеводородных газов — СУГ. В эту категорию входит и автомобильный пропан-бутан, который используют для заправки машин. Однако при этом в нашем регионе СУГ в розницу стоят на 20-25% дороже, чем у соседей.

Ликбез для начинающих

Если вы — владелец автомобиля, на котором установлено газобаллонное оборудование и давно уже заправляетесь не бензином, а пропаном, то эту вводную часть можете прокрутить. Для всех прочих, кто пока не знаком с нюансами езды на альтернативном топливе — небольшой ликбез.

Автомобили в России и Европе в качестве замены бензину используют два типа газового топлива. Первый — это сжатый при давлении в 220 атмосфер (или сжиженный до температуры в -198 градусов) природный газ метан. Тот самый, что горит у нас «синим цветком» в газовых плитах и водогрейных колонках. На сегодня это самое прогрессивное и дешёвое топливо: при аналогичном пробеге газовый эквивалент литра бензина обойдётся в 3,5 раза дешевле. Но есть нюансы: высокие давления требуют дорогостоящего оборудования и прочных углепластиковых баллонов. Цена без учёта регистрации в ГИБДД для легкового авто — около 50 тысяч рублей. Кроме того, в Оренбурге всего одна газовая метановая заправка для авто. А по области таких заправок всего четыре.

Второй тип газового топлива — СУГ, или пропан-бутан автомобильный (ПБА). Его хранят в баллонах при давлении в 16 атмосфер и повсеместно используют там, куда не проведён газ трубопроводный.

СУГ дешевле бензина примерное в два раза. Переоборудовать машину для езды на нём стоит от 10 тысяч рублей (без учёта оформления в ГИБДД). Благодаря относительной дешевизне практически таксисты, владельцы ГАЗелей и пассажирских ПАЗиков давно ездят именно на СУГе, а не на бензине. И цена на пропан-бутан на заправках (а их в городе более 20, по области более 100) оказывает существенное влияние на стоимость таких услуг, как цена проезда в общественном транспорте, перевозка грузов и т. д.

Вас ист газ?

Любопытно, что к рынку СУГ традиционно практически никогда не приковано внимание ни прессы, ни органов власти. Это если бензин дорожает, то тут же собираются комиссии, нефтяников «вызывают на ковёр» к губернаторам и в правительство, грозят пальцем и одна за другой выходят публикации в СМИ. В случае же роста цены сжиженного газа практически всегда — информационный и политический вакуум.

С одной стороны это понятно: на бензине в Оренбуржье ездят более 400 тысяч автомобилей, и тут колебания цен влияют на огромную массу людей. СУГ же, как мы говорили выше, используют в основном на коммерческом транспорте, а его в области в 20 раз меньше, чем личного. Но с другой стороны, влияние стоимости СУГ на социальное ценообразование выше — тот же общественный транспорт и не заметит, если подорожает на рубль, допустим, 92-й бензин. Но если подорожал газ — то автобусники вынуждены будут поднимать стоимость проезда, ведь «ПАЗики» надо заправлять уже по новой цене.

Именно эта история произошла в прошлом году, когда пропан-бутан подскочил в цене за 7 месяцев на 40%. Следствием стало повышение цены на проезд в частных автобусах до 24 рублей. Однако владельцев автобусов разве что ленивый не «помянул по матушке», но вот продавцов пропана не упомянул всуе никто, кроме самих же автобусников.

Это подтверждает и официальный ответ УФАС по Оренбургской области нашему изданию: автомобильный пропан-бутан не является социально значимым продуктом с регулируемой ценой.

Вот если бы этот газ закачивали в баллоны и продавали населению для сжигания в плитах — то это другой коленкор, тут за ценой следят строго. А если тот же самый газ закачиваешь в баллон автомобиля — здесь уже действует свободное ценообразование. Продавай, за сколько хочешь!

Так же из ответа оренбургского УФАС следует, что ведомство не видит никаких нарушений в том, что в Оренбургской области пропан-бутан на заправках стоит на 20% дороже, чем у соседей. Так, в соседнем Челябинске, например, по данным на 22 сентября цена литра газа на заправках НОВАТЭК составляла 17 рублей 37 копеек.

В Оренбурге — 22 рубля 90 копеек.

Не удивляет УФАС и то, что рост цены на АГЗС разных собственников происходит фактически одномоментно.

Газотопливные короли Оренбуржья.

Крупнейшими розничными продавцами СУГ для автомобилей в области выступают два предприятия: АО «Оренгаз» (собственник и главный бенефициар — Алексей Хрычёв) и «Газэнергосеть Оренбург» (дочерняя структура АО «Газпром газораспределение Оренбург, директор Дмитрий Бородин). Реализуют ПБА и на некоторых заправках «Лукойл», а также некоторых мелких АГЗС, но их число крайне невелико и серьёзно на рынок не влияет. Кроме того, везде цена практически одинакова.

Мы не получили ответа от «Оренгаза» в части логистики поставок топлива на АГЗС, но на запрос ответил «Газэнергосеть Оренбург». Это предприятие покупает СУГ по прямым договорам и затем закачивает в газовозы- «бочки» на эстакаде у Газоперерабатывающего завода, принадлежащего ООО «Газпром переработка». Что же касается цены розничной продажи и значительной разницы с другими регионами, то ответ был лаконичным:

Общество придерживается следующего принципа: розничная цена реализации СУГ не может превышать максимального размера, определенного при расчете цены на основе затратного метода с применением уровня необходимой прибыли Общества.

В отношении разницы между розничными ценами на СУГ в Оренбургской области и в других регионах Российской Федерации поясняем, что, по мнению Общества, указанные товарные рынки являются несопоставимыми, в том числе по причине различных издержек по реализации СУГ потребителям.

Биржа решает

С логистикой поставок всё более-менее понятно, для Оренбурга она предельно проста: крупнейшими в России производителями СУГ являются Гелиевый завод и Газоперерабатывающий завод. Они выпускают более трети всего объёма СУГ в России и, соответственно, везти газ нужно всего 30-35 километров автовозом до городских заправок. А сколько же стоит сам пропан-бутан? И где его можно купить?

Самый простой и доступный любому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю вариант: на бирже. Торги углеводородами идут на площадке eOil.ru и можно увидеть, как выставляются лоты и меняются цены на них.

Сколько же стоит пропан-бутан автомобильный с отгрузкой в Оренбурге? Смотрим свежий лот от 30 сентября:

Итого — 20800 рублей за тонну при покупке 125 тонн (или 5 автогазовозов — полуприцепов). В одной тонне пропан-бутана при температуре +18 градусов содержится примерное 1880 литров горючего.

То есть биржевая цена сжиженного СУГ по состоянию на сентябрь 2019 года с отгрузкой в Оренбурге — 11 рублей 06 копеек за литр.

Нам же на заправках её продадут в два раза дороже: по состоянию на 29 сентября средняя стоимость литра пропан-бутана на заправках «Оренгаз» составляла 22 руб. 90 коп.

Высокую стоимость можно было бы объяснить транспортными издержками. Так, перевозка пропан-бутана, судя по предложениям транспортных компаний, добавляет к цене литра примерное 10 копеек за каждые 100 километров логистического «плеча». Но в Оренбурге-то как раз этих издержек нет: топливо производится и отгружается прямо с Гелиевого завода и Газзавода. Хотя в тот же Челябинск на свои заправки «Новатэк» возит топливо с завода в Тарко-Сале (Ямало-Ненецкий автономный округ.) И всё равно там получается на пять с лишним рублей дешевле, чем у нас!

Кстати, аналогичная ситуация и в Самаре — там пропан-бутан на заправках стоит от 18,2 рублей за литр. Татарстан, Башкирия — от 19,5 рублей. И даже в богатой Москве заправляются за 21,5 рубля — на 1,4 рубля дешевле, чем у нас.

Но, повторимся, УФАС решительно не считает такую ситуацию чем-то из ряда вон выходящим.

В то же время главный редактор журнала «Нефть& Капитал» Владимир Бобылев предполагает, что высокие цены на топливо в регионе объясняются слабой конкурентной средой:

— Конечно, когда рынок маленький и он поделен между двумя компаниями — о чём можно говорить?

Особенно сейчас, когда на рынке СУГ не лучшие времена. Более того, 2019-й стал, пожалуй, одним из худших за последние пару десятилетий. Падает экспорт, снижается выручка. Что же касается рынка газомоторного топлива, то тут серьёзные сокращения из-за резкого ужесточения требований ГИБДД к регистрации газобаллонного оборудования (ГБО). Это раньше можно было поставить всё в своём гараже и ездить, не заморачиваясь. Сегодня цена только подготовки пакета документов для оформления ГБО достигает 10-15 тысяч рублей. Плюс нужно менять техпаспорт, получая новый с отметкой об установленном оборудовании.

Таким образом, всё больше частников, кто отказывается ставить газ на свои легковушки. Остаётся лишь, как уже говорили выше, коммерческий транспорт. На него и падает вся тяжесть расходов за рыночные «провалы».

Привыкшие годами работать на высокой марже заправки просто не хотят снижать цену — а зачем, если рынок сформирован, и «газелист» и «пазиковод» всё равно приедут сюда заправляться?

Но что самое странное — таких ценовых перекосов с соседними регионами в упор не видят власти. Взять хотя бы тот факт, что представителей сетей АГЗС ни разу не приглашали на совещания по проблемам роста цены на проезд в общественном транспорте!

Может быть новый губернатор наконец-то обратит внимания на топливные странности в оренбургском регионе? Когда имея собственные крупнейшие производства и газа, и бензина, мы покупаем его гораздо дороже, чем наши соседи — нашу же продукцию.

Подпишитесь