Posted 25 июня 2018, 07:52
Published 25 июня 2018, 07:52
Modified 17 октября 2022, 16:06
Updated 17 октября 2022, 16:06
"Оренбургстат" в своём традиционном статистическом отчёте за пять месяцев этого года приводит такие цифры: добыча сырой нефти снизилась на 3,8%, попутного нефтяного газа - на 8,3%, а газа природного - на 5,7%.
Внимательные читатели могут заметить: первое полугодие, как правило, всегда хуже в производственных статотчётах, чем второе. Оно и понятно, именно на первые месяцы приходятся главные - и самые длительные - праздники. Но не в данном случае: углеводороды из скважин качают постоянно, выходных у нефтяников и газовиков нет. А главное - отрицательная статистика добычи отмечается уже не первый год.
Так, в 2014 году добыча нефти упала на 1,4%, а газа - на 3,9% по сравнению с 2013-м.
В 2017 году нефти на территории области добыли на 1% меньше, чем годом ранее, газа - на 8% меньше.
И вот за пять месяцев провал по газу - почти на 33% больше в годовом исчислении, чем в 2017-м.
Таким образом, если по нефти падение удалось несколько замедлить (хотя оно и всё равно ушло в минус), то с природным газом налицо прогрессирующий нисходящий тренд.
Эксперты объясняют ситуацию тем, что в 2013 - 2015 годах в нефтяной сектор региона были серьёзные вложения: разбуривались новые месторождения, проводились мероприятия по оживлению старых скважин. Правда, даже это всё, как видим, не позволило вывести общую добычу в плюс, но хотя бы приостановило темпы спада.
Что же касается газовых промыслов, то тут идёт стабильное и всё более стремительное снижение отдачи. Газовый Клондайк 1970 - 1980-х - Оренбургское нефтегазоконденсатное месторождение - близок к опустошению. Новых же разбуриваний по газу очень мало и, видимо, у главного инвестора - ПАО "Газпром" - это направление не в приоритете.
- В привычном, бытовом понимании, нефть и газ не кончатся никогда. Вопрос лишь в себестоимости добычи,объясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Этот же тезис подтверждают и оренбургские эксперты: вся "лёгкая" нефть и доступный газ на территории области уже разведаны и по большей части добыты. Новые месторождения открывают и разрабатывают, но поднимать углеводороды приходится с большой глубины, с помощью дорогостоящих технологий. Если нефть у нас добывают в области три крупные нефтяные компании и около десятка мелких, между ними есть конкуренция, то по газу монополист - "Газпром". Его основной проект сегодня - газопровод "Сила Сибири" и Амурский газоперерабатывающий завод.
В итоге у каждой из компаний свои "точки безубыточности", ниже которых они добывать углеводороды просто не будут из-за дороговизны как самой добычи, так и транспортировки.
Пик отдачи Оренбургского НГКМ составлял более 42 млрд кубометров газа и конденсата в год. Сложно сказать, какова "точка безубыточности" у оренбургского "Газпрома", такие данные компания не раскрывает. Однако ряд экспертов называет цифру в 6 - 7 млрд кубометров в год и напоминает: её при существующих темпах падения добычи месторождение достигнет уже к 2030 году.
Для Оренбургской области, чей бюджет наполовину формируется именно из отчислений от нефтегазовых предприятий, сокращение добычи напрямую влияет на наполняемость казны. И хотя налог на добычу полезных ископаемых полностью уходит в федеральный бюджет, мы всё равно кровно связаны с "нефтегазом". Это лучшие и высокооплачиваемые рабочие места и отчисления с зарплат, прибылей. Это социальная стабильность и инвестиционная политика.
Отсутствие внятной программы развития газового комплекса Оренбуржья в среднесрочной перспективе, в условиях, когда добыча летит в тартарары, очень тревожный сигнал.
Или, возможно, эту головную боль областное руководство планирует переложить на плечи другого властного состава? После выборов 2019 года будет новый губернатор, новый министерский кабинет - вот им и разбираться с остатками нефтегазового изобилия?