Posted 28 августа 2018,, 07:33

Published 28 августа 2018,, 07:33

Modified 17 октября 2022,, 16:13

Updated 17 октября 2022,, 16:13

От винта! Оренбургской пассажирской авиации исполняется 86 лет

28 августа 2018, 07:33
Август 1932 года по праву можно считать официальным месяцем рождения оренбургской пассажирской авиации. Ровно 86 лет назад наш город стал промежуточной точкой для посадки и дозаправки самолётов, совершавших регулярные рейсы по маршруту Москва - Ташкент - Москва.

Официально маршрут почтово-пассажирской авиации, связывающий столицу СССР и столицу Узбекистана, был разработан в мае 1930 года. Основным лайнером "Аэрофлота" тех лет был восьмиместный К-5 конструкции авиаинженера К.А. Калинина (не путать с партийным деятелем, "всесоюзным старостой" М.И. Калининым). Без дозаправок самолёт мог пролететь всего 950 километров, поэтому до Ташкента ему приходилось несколько раз садиться на промежуточные аэродромы.

Впервые К-5 приземлился близ Оренбурга 21 августа 1930 года, и некоторые историки именно эту дату считают началом гражданской авиации в нашем регионе. Однако официально документ, говоря современным языком, сертифицирующий воздушную трассу, был оформлен лишь два года спустя - 28 августа 1932-го.

19 июля 1931 года Оренбургский райисполком разрешил выделить земельный участок для строительства аэропорта города. Для этого должно было быть использовано 225 га территории в районе Нежинского сельсовета, вблизи границы колхоза «Красный посад». Но строительство продвигалось медленно - здание аэровокзала было сдано в эксплуатацию лишь к лету 1937-го, да и то с недоделками.

Нежинский аэроузел проработал ровно 50 лет, до осени 1987 года, когда и был закрыт. Его заменил построенный на нынешнем месте аэропорт "Центральный", получивший имя Ю.А. Гагарина.

Примечательно, что почти 12 лет в Оренбурге фактически было два аэропорта - "Центральный" и "Нежинка". Первый принимал дальние междугородные рейсы, а второй - небольшие самолёты местных авиалиний. Базировались под Нежинкой и спецборты для сельхозавиации, а также воздушная техника для нужд ВПО "Оренбурггазпром".

Что же касается авиапарка, то, как уже было указано выше, до 1940 года основной тип машин, которые принимал оренбургский аэродром, были именно модификации "небесного тихохода" К-5. Чтобы добраться из Оренбурга в Москву, на нём приходилось лететь 10 часов с посадкой в Самаре и Пензе. Крейсерская скорость "Калининца" была всего 178 километров в час. Для сравнения: сегодня современный лайнер доставляет пассажиров из Оренбурга в столицу всего за 2 часа 10 минут со скоростью около 950 километров в час.

К-5 вскоре на ташкентской линии сменил чуть более быстрый Ант-9, но и он летал с черепашьей по современным меркам скоростью - 200 км/ч. Зато принимал на борт почти вдвое больше груза.

Лишь после войны, в 1947 - 1950 годах, на полосу оренбургского аэродрома стали садиться уже более-менее современные машины Ил-12 и Ил-14 с крейсерскими скоростями полёта в 330 и 345 км/ч соответственно.

Нежинский аэропорт до самого своего закрытия принимал турбовинтовые самолёты типа Ан-10 и Ан-24, но его взлётно-посадочная полоса не была приспособлена для больших реактивных лайнеров. Лишь с открытием бетонной полосы аэропорта "Центральный" удалось организовать рейсы на бортах Ту-134 и Ту-154.

Сегодня от бывшего старого аэродрома не осталось ничего - взлётно-посадочная полоса была распахана под поля, а здания фактически заброшены.

А вот аэропорт "Центральный", наоборот, должен пройти крупную модернизацию в ближайшие 6 лет.

"