56orb.ru представляет

Оренбургские
«ништяки»

Сериал «Слово пацана» пробудил в россиянах интерес к давно, казалось бы, забытой теме советских молодежных банд. Шпана, гопники, группировщики, любера…

Но раньше всех в послевоенные годы, появилось на территории СССР зловещее молодежное движение — ништяки. Подростки в телогрейках, пушистых мохеровых кепках и с непременной финкой в кармане вышли на улицы небольшого промышленного городка Орска на востоке Оренбургской области. Но мрачная слава этого «уральского феномена» вскоре расползлась по всей огромной стране: сбиваясь в огромные стаи, орские ништяки представляли собой силу, совладать с которой не могла даже милиция и с которой считались даже партийные организации.

Движение оказалось удивительно живучим: в его рядах побывало несколько поколений советских граждан. Исчезли ништяки только к началу двухтысячных – не выдержали конкуренции с бандитами эпохи дикого капитализма. Но в общей сложности орские (и не только орские) улицы оно контролировало почти полвека.

Как появились ништяки, как они выглядели и во что верили? Расскажем вам в этом проекте.


* АУЕ — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ.

Происхождение феномена
«ништяков»

Движение «ништяков» зародилось в городе Орске — втором по величине городе Оренбуржья, расположенном в 30 километрах от границы с Казахстаном. Согласно данным переписи населения, в 1926 году в этом городке жило всего 14 тысяч человек, но в 30-х там было построено несколько крупных предприятий, а во время Великой Отечественной в Орск, находившийся в глубоком тылу, эвакуировали десятки заводов с запада страны. После войны курс на индустриализацию продолжился, и к концу 1950-х население города перевалило уже за 200 тысяч. Помимо собственно Орска, появились еще и города-спутники (бывшие поначалу районами Орска, но со временем получившие самостоятельность): Новотроицк и Гай.

Естественно, такой бурный рост обеспечивался за счет молодежи — в бурно растущий Орск в поисках счастья съезжались молодые рабочие со всего СССР: работы завались, зарплата приличная, жилье строится невероятными темпами…

Помимо беспокойной молодежи, которая мчала сюда через тысячи километров в поисках счастья, в Орске оседали зеки, освободившиеся из казахстанских или уральских лагерей — носители «блатных идей» и «воровских понятий».

Это была гремучая смесь: в рабочих и ПТУ-шных общагах, во множестве разбросанных по городу, собралась целая армия молодых, здоровых, агрессивных (и, к тому же, оторванных от корней) молодых парней, живущих по законам «зоны».

История уличного
террора

Уличные банды ништяков появились в Орске уже в конце 50-х. В городских архивах до сих пор хранятся документы того времени, посвященные борьбе с этим явлением. Так, например, 18 мая 1961 года в городском Совете состоялось совещание, посвященное вопросам «соблюдения социалистической законности». На нем выступал некий депутат Евмененко:

— Нам нельзя дальше терпеть такое положение, которое сложилось у нас в городе с общественным порядком, надо принимать решительные меры, а то ведь дело дошло до того, что идешь в кино – и оглядываешься, как бы кто не сунул в бок, или не снял костюм, не оскорбил. Есть у нас на Никелькомбинате ремесленное училище №1. Учащиеся этого училища хулиганят. Их государство кормит, обувает, одевает… Однажды мы с женой в сумерках услышали шум, посмотрели – стоит человек, весь окровавленный. Оказывается, он приехал к отцу со второго участка, был выпивши, и на него напали учащиеся, избили.

Стенограмма выступления депутата Евмененко

— Идет какой-нибудь мальчишка, и вы идете с женой или знакомыми. За спиной раздается нецензурщина, и настроение у вас испорчено! А некоторые подобные лица говорят сальности проходящей мимо женщине.

Стенограмма выступления депутата Ефимова

— Со стороны милиции никаких мер не принимается. Мне неоднократно приходилось видеть: идут девчата, и вот к ним пристают хулиганы, сквернословят, обзывают их, а в этот момент мимо проходят сотрудники милиции, все это видят и слышат – и отходят в сторону, они боятся их, хулиганов.

Евмененко - начальнику УВД

— На днях у нас было партийное собрание, и после этого собрания мы пошли по домам толпой, потому что женщины одни боятся идти!

Стенограмма выступления депутата Комова

Идеология

Название «ништяк» произошло от выражения «ништяк пацан» — то есть нормальный, правильный. К шпане это словечко пришло из блатной фени, а туда, считают лингвисты, попало из цыганского языка.

Орские ништяки были явлением по-своему уникальным, они существенно отличались и от гопников из Набережных Челнов, и от подмосковных люберов. Если в этих сообществах царил культ силы — молодежь «качалась», стучала по боксерским мешкам, чтобы суметь постоять за себя и свой район в драке — то ништяки грубую физическую силу презирали. Здоровяков по тюремной традиции называли «быками» и высоко не ставили: считалось, что настоящего уважения заслуживает тот, кто способен взять верх над врагом благодаря своим морально-волевым качествам, жестокости и готовности идти до конца в любом конфликте — идеалом ништяка считался физически хилый рецидивист, растерявший свое здоровье в туберкулезных бараках и штрафных изоляторах, но безоговорочно подчиняющий себе окружающих благодаря стальному стержню в характере. Если ништяку не везло, и он был от природы крупным, физически мощным, это не выставлялось напоказ, а скрывалось с помощью удачно подобранной мешковатой одежды.

Но в массовых уличных драках, которые происходили в Орске постоянно, морально-волевые качества отступали на второй план, нужно было устранять врагов физически. А как, если грубой силы нет? С помощью оружия, разумеется. Поэтому в кармане любого ништяка обязательно был нож, который без раздумий пускался в ход. В идеале правильному пацану полагалась «финка» с наборной плексигласовой рукояткой, сработанная умельцами в какой-нибудь колонии и нелегально присланная в благодарность за «грев» — передаваемые на зону чай, табак и просто деньги. У кого финки не было, довольствовались самодельными ножиками, сделанными из напильника на родном заводе или в «каблухе» (ГПТУ).

Если казанские гопники не слишком-то стремились за решетку, то настоящий ништяк должен был пройти тюремную школу жизни: член группировки, отсидевший хоть какой-то срок, автоматически повышал свой авторитет в глазах собратьев.

Униформа настоящего
«ништяка»

Обувь.

Летом ништяк должен был обуваться в войлочные тапочки. Не шлепанцы, а закрытые тапки с круглыми носами — самые дешевые, самые невзрачные. Обычно такую обувь носили деревенские бабули… И орские ништяки. Откуда взялась любовь к такой странной обуви? Есть мнение, что моду на тапки занесли в молодежную среду «сидельцы» — заключенные передвигались в такой обуви по баракам. А может, тапочки полюбились ништякам потому, что производились они по большей части как раз на зонах: изготавливая эту нехитрую обувь, зеки, по логике государства, перевоспитывались трудом. Если ништяк говорил, что кого-то «отправили на пятерку тапочки шить» — это значило, что приговорили к пяти годам лишения свободы.

Зимой вместо тапочек ништяк обувался в войлочные же бурки с замочком посередине. В СССР их называли «Прощай, молодость» — в том смысле, что такую страшненькую, но дешевую и практичную обувь мог обуть только человек, который перестал форсить и гнаться за модой. Но это в других городах Союза «прощайки» не котировались: ништяки их ценили очень высоко.

Брюки.

Никаких джинсов, никаких клетчатых люберовских штанов. Только тщательно выглаженные брюки с острой стрелкой. Летом– хлопчатобумажные, зимой – драповые. И только, исключительно черные! Но главное – они были широкими.

Широченными. Широчайшими!

Если зад юного ништяка нормально входил в брюки 48-го размера, покупать из нужно было минимум 52-го. Потом подшивать длину штанин и утягивать пояс – для этого и спереди, и сзади делалось по 4-6выточек. Надел такие брюки – и утонул в них! Считалось, что это очень красиво.  

Рубашка.

Никаких ярких цветов, никаких принтов, вышивок и прочей «петушатины». Светлая, желательно однотонная рубашка. Застегивалась она на верхнюю пуговку — да-да, это не хипстеры в моду ввели. Рубашка, кстати, тоже обычно бралась большего размера, чем нужно. Как уже говорилось, ништяки презирали физическую силу, и парни крупного телосложения, чтобы не выглядеть «быками», надевали рубаху побольше, чтобы шея в вороте болталась свободно и создавала правильное впечатление.

Фуфайка.

В холодное время года ништяк носил фуфайку. В других регионах страны ее называли телогрейкой, или ватником, или теплушкой – но это была та самая стеганая ватная куртка черного или темно-серого цвета, которые носили все заключенные страны Советов. Такие же куртки выдавались отцам ништяков на заводах – в качестве спецодежды.

Такие продавались в магазинах. В общем, с этим элементом одежды никаких проблем не возникало — фуфайки были абсолютно доступны. Носить фуфайку следовало не застегивая, чуть приспустив с плеч.

Шарф и варежки.

Немного неожиданный элемент — вязаныепуховые варежки. В идеале – из белого козьего пуха. Из серого — уже не то, хотя и допустимо. Не перчатки — совсем мимо. Только варежки!

И, в комплект к варежкам, такой же шарф. Поначалу — тоже белый, пуховый (откуда такая любовь к пуху — не от оренбургского пухового платка ли?), а позже, в 80-х, его решительно вытеснил цветастый мохеровый шарф. Красно-синий, желто-зеленый, он был единственным ярким элементом одежды ништяка. Такие шарфы в СССР завозили из дружественной Индии, и они почему-то пришлись по вкусу советским гражданам — не только ништякам. Но, если обыватели заматывали им шею, то ништяки лишь набрасывали на плечи, чтобы он красиво на на них висел. Или, можно сказать, ниспадал.

Головной убор.

Кепка – главный отличительный знак ништяка, эмблема движения. Кепка должна была быть мохеровой, очень-очень пушистой. Правильный ништяк свою кепку старательно начесывал, чтобы пух красиво торчал во все стороны, а в лучах солнца казалось, что головной убор как бы светится.

Со временем пух, разумеется, редел, и это было большим ударом для ништяка. Потому что раздобыть новую фуфайку было просто, купить тапочки – того проще, а вот кепка — дорогая вещь. По этому поводу в среде ништяков была сочинена такая шутка: «Был мохер; а теперь – мох вылез, только хер остался».

Кстати, этот элемент одежды был всесезонным: уральской зимой у ништяка мерзли уши, а летом отчаянно потела голова… Но поменять кепку на что-то другое он и подумать не мог.

Кепка в помещениях не снималась (как и шарф, кстати). Она была, по сути, короной ништяка, а какой царь откажется от короны?

Фикса.

Это не одежда, но элемент очень яркий. Многие ништяки обтачивали передний зуб (здоровый!) и надевали на него «фиксу» —золотую коронку. Понятно, что золото — это дорого, поэтому его обычно заменял рандоль – сплав меди с бериллием.

Это уже очевидно «зоновская» мода, ничего своего ништяки в нее не внесли.

18+