56orb.ru
«Крути педали, отвали, пока не дали» — велосезон в Оренбурге вновь провален
25 мая, 12:41
«Крути педали, отвали, пока не дали» — велосезон в Оренбурге вновь провален
Фото: Медиахолдинг 1Mi
В начале 2021 года местные власти опубликовали стратегию развития центра Оренбурга на ближайшие четыре года. Один из пунктов документа касается создания велоинфраструктуры, которой сегодня в городе нет.

По задумке Центра развития архитектурной деятельности, градостроительства и благоустройства Оренбургской области, в исторической части города количество велосипедных дорожек должно увеличиться в 10 раз. Звучит красиво и в общем-то, вполне правдоподобно, если учесть, что сегодня у нас всего одна велодорожка, и довести это количество до десяти к 2025 году вполне реально. В километрах длина велосипедных дорожек возрастет до семи. Мягко говоря — скромненько. К тому же непонятно, как это будет реализовано и будет ли вообще.

Дизайн-проект развития инфраструктуры в центре Оренбурга

Проблемой развития велоинфраструктуры уже второе десятилетие занимаются активисты клуба «Оренвело», сформировавшегося в 2008 году. Судя по тому, что сегодня в Оренбурге велосипедисты продолжают делить тротуары с пешеходами, а обочины магистралей — с автомобилями, переломить ситуацию пока так и не удалось.

— Мы не один год занимаемся этой проблемой. Готовили обращения к руководству города и области, нас приглашали на совещания, пытались организовывать какие-то проекты. Уже долгое время у нас спрашивают советы, но идеи так и не реализовываются. На сегодняшний день можно констатировать, что велоинфраструктуры в Оренбурге практически не существует, — рассказывает Александр Павлов, участник клуба.

По мнению Александра, Оренбург, основанный в 1743 году, по духу так и остался городом XVIII века, и места для создания новой транспортной инфраструктуры в нем практически нет.

— Сегодня автомобили отвоевали себе место. А для велосипедистов его нет, и пытаться отнять пространство у машин — дело безнадежное, как показывает практика. Новые районы могли бы включить в себя велосипедные дорожки, но это должно закладываться ещё на этапе планирования территории. Однако застройщики этого не делают изначально — земля дорогая, и каждый квадратный метр стараются использовать с целью извлечения прибыли.

Фото:Фото из личного архива Александра Павлова

Еще одна причина, которую активистам не раз озвучивали в администрации города — нехватка средств. В последние годы государство тратит миллиарды на реализацию дорожного нацпроекта, в том числе — в Оренбурге. Однако развитие велоинфраструктуры в него, увы, не входит.

— Мы обсуждали вопрос выделения пространства для велосипедистов по основным магистралям города. Это транспорт, полезный для города: занимает мало места, не загрязняет окружающую среду и способствует оздоровлению нации. Всем идея нравится, но реализовать до сих пор не получается. Отчасти, я понимаю, почему. Как взять и отобрать одну полосу у проспекта Победы, который и так в пробках стоит и утром, и вечером? Сейчас, я думаю, вариант выделения специальных полос для велосипедистов на действующих трассах в Оренбурге уже не имеет перспективы, — рассуждает Александр.

Участники велоклуба предложили альтернативу — создать зоны отдыха для велосипедистов с развитой инфраструктурой. Например, в экопарке «Качкарский Мар» или Зауральной роще.

— Можно проложить велодорожки из Зауральной рощи до улицы Уральской или вдоль всех «Дубков» до 24 микрорайона. Было бы желание. Но пока всё это так и остаётся словами. Вот уже лет пятнадцать идут разговоры, обсуждения, регулярно появляются проекты на бумаге… А дальше — всё, на практике ничего не делается, — говорит активист.

Справедливости ради нужно отметить, что в прошлом году к Александру обращались представители частных организаций, которые были привлечены нынешними властями для проектирования проекта по развитию городской среды в Оренбурге. Напомним, что на эти цели из казны подрядчикам заплатили 150 миллионов рублей. Но, как рассказывает наш собеседник, все опять ограничилось лишь разговорами.

Фото:56orb.ru

— Сейчас у нас есть дорожка на набережной, но я не считаю ее транспортной ценностью. Как прогулочная дорожка — да, хорошо. Еще несчастная велодорожка в новых кварталах СВЖР, вдоль улицы Салмышской. До дорожка эта чисто номинальная — просто на тротуаре нарисовали полосу и пиктокраммки велосипедистов. Естестенно, по ней так же ходят пешеходы и мамы с колясками. И велосипедистам никто и не думает ничего уступать.

Отметим, по правилам дорожного движения велосипедист должен ехать по проезжей части, если отсутствует велосипедная дорожка. На тротуарах преимущество имеет пешеход — это его часть дороги. По словам велосипедистов, в последние годы оренбургские автолюбители изменили свое отношение к велосипедистам в лучшую сторону.

— Мы становимся более грамотными участниками дорожного движения, нас много. Еще несколько лет назад автомобилистов раздражало появление на дороге велосипедистов, сейчас большинство привыкли. Когда мы организуем велопробеги, дорога нас откровенно приветствует: мы нравимся людям.

У соседа — всегда лучше

Нельзя сказать, что и в соседних регионах велоинфраструктура развита на высоком уровне, но в некоторых населенных пунктах успехи достигнуты значительно большие. Например, в маленьком городе Альметьевске, расположенном в 400 километрах от Оренбурга, действительно можно говорить о сформировавшейся велосипедной инфраструктуре. Местные жители связывают это с тем, что глава города активно поддерживает велодвижение и вкладывает средства в развитие этого направления.

В Оренбурге же явно чувствуется безразличие к проблеме. Более того, администрация города не смогла ответить, планируется ли работа по развитию велоинфраструктуры в целом. Ни конкретные дела, ни сроки так и не были озвучены. Впрочем, учитывая последние события, происходящие в мэрии, это и не удивительно. Когда в кабинете первого заместителя главы города по финансам проходят обыски, о велодорожках думать не приходится.

Сегодня все больше ощущается потребность в развитии велокультуры в российской столице: город перегружен автомобильным транспортом, и активная группа москвичей буквально требует от властей выделения велодорожек.

Трудно сказать, подтолкнут ли подобные причины — перегрузка дорог четырехколесным транспортом, ухудшение экологии — к развитию велосипедного движения в Оренбурге. По мнению активистов клуба, этот фактор сыграет свою роль, но не окажется ключевым.

Пока же развитие велоинфраструктуры не является первостепенной задачей для города и находится на периферии потребностей городских чиновников. В фокусе внимания властей — исторический центр и конкретно — набережная, на реконструкцию которой из федерального бюджета выделяют неплохие средства. И город, по меткому выражению мэра Владимира Ильиных, «гуляет на все», ежегодно переделывая многострадальный спуск к обмелевшему Уралу.

Сюжеты:
Эксклюзив