56orb.ru
Культ-прожиточный минимум: почему не хватает денег библиотекам и театрам
10 октября 2017, 11:45
Культ-прожиточный минимум: почему не хватает денег библиотекам и театрам
Фото: Kidsvisitor.com
Отключенные лифты, из-за которых едва не был сорван "круглый стол" "За доступную среду!", проводившийся в областной библиотеке им. Крупской, в очередной раз поднял вопрос о бедственной ситуации с финансированием региональных культурных учреждений.

Почему отрасль оказалась фактически на "прожиточном культ-минимуме", разбирались журналисты 56orb.ru.

"От зарплаты до зарплаты"

Нелепая ситуация, когда приглашённые на "круглый стол" инвалиды-колясочники не смогли подняться в конференц-зал из-за отключенных лифтов, стала ещё одним (но далеко не первым) маркером хронического недофинансирования отрасли. Ирония судьбы: библиотека им. Крупской в Оренбуржье - самое современное здание именно в части оборудованной "безбарьерной среды". Здесь установлены удобные лифты, позволяющие без проблем пользоваться ими людям с ограниченными возможностями для перемещения. Широкие подъездные пандусы и автоматические двери так же специально устанавливались для того, чтобы создать эту самую доступную среду. Собственно, и проводить-то столь масштабный "круглый стол" в области было просто негде, кроме как в этой библиотеке - остальные конференц-залы и десятой доли того специфического оборудования не имеют. Но увы: в день проведения мероприятия лифты просто были отключены. За неуплату.

Примечательно, что буквально пару месяцев назад, когда город терзала летняя жара, в той же библиотеке имени Крупской не работали кондиционеры. И посетители читальных залов изнывали от зноя (не говоря уже о работниках учреждения). И снова причина отключения была той же самой - нет денег. Хотя в здании так же установлена современная, высокоэффективная централизованная система вентиляции и кондиционирования. Но именно из-за этого её и не удалось запустить: требовались специалисты, а их труд стоит дорого.

Министр культуры региона Евгения Шевченко объяснила отключение лифтов "форс мажором" - обслуживающая фирма должна была получить деньги и включить элеваторы точно в день проведения "круглого стола". Но организаторы перенесли его на день раньше.

Аналогичная причина и летнего отключения кондиционеров: финансирование по договорам обслуживания систем вентиляции осуществляется едва ли не "месяц к месяцу". И малейшая задержка в поступлении средств приводит к тому, что какое-то время системы не работают.

По сути, это говорит о том, что вся отрасль культуры испытывает серьёзный дефицит средств. И фактически живёт, выражаясь языком семейных финансов, "от зарплаты до зарплаты" (или, если точнее - от одного бюджетного перевода до другого). Денег настолько в обрез, что даже договоры обслуживания лифтов приходится заключать всего на месяц (и потом перезаключать каждый раз). Малейшая задержка в поступлении средств - и добро пожаловать пешочком на четвёртый библиотечный этаж!

(Не)культурный бюджет

Справедливости ради нужно сказать, что отрасль культуры никогда не была зажиточной, а зарплаты у библиотекарей, актёров или труженников музеев и в советские времена были, мягко говоря, небольшими.

Сегодня весь культурный сектор делится на две неравные части: областные работники и работники муниципальных культурных учреждений. На область в 2017 году заложено 831 миллион расходных обязательств, на муниципалитеты - немногим менее 1,5 миллиардов. Таким образом, совокупные расходы на культуру в регионе на этот год должны составить 2 с небольшим миллиарда рублей.

Для сравнения - отрасль медицины получает в год из бюджета в четыре раза больше денег, образование - в пять раз больше. Хотя, конечно, прямое сравнение тут не совсем корректно: учителей, воспитателей и прочих работников просвещения в регионе около 20 тысяч человек, а работников культуры - всего около 4900.

Львиная доля денег из "культурного" бюджета - более 70% - уходит на зарплаты. Нетрудно посчитать, что в таком случае средний заработок одного труженика "храма муз" или Мельпомены составляет "грязными" около 24 тысяч рублей в месяц. Минус налоги и положенные отчисления, и получается, что в среднем работники культуры в области у нас получают менее 15 тысяч рублей в месяц. Прямо скажем, негусто - средняя зарплата по региону, по словам министра труда и занятости области Вячеслава Кузьмина, за прошлый год составляет около 33 тысяч рублей. Данные Россттата менее оптимистичны и показывают 29 822 рубля. Но в любом случае это вдвое больше, чем заработки в отрасли культуры.

Пропавший миллиард

Если посмотреть на статистику 2012-2014 годах, то можно увидеть: ассигнования на культуру были значительно больше. Фактически в 2017-м отрасль недополучила более миллиарда рублей бюджетных вливаний - как из федеральной, так и из консолидированной областной казны. Министр Евгения Шевченко объясняет "магию цифр" завершением крупных программ модернизации культурных учреждений:

Вы наверняка помните крупные стройки прошедших лет. Прошла глубокая реконструкция Орского драматического театра, фактически заново восстановлен театр в Бугуруслане, построен Центр культурного развития в Соль-Илецке... 800 миллионов рублей вложено в орский театр, 350 миллионов - в бугурусланский. В этом году таких инвестиций нет, отсюда и снижение общей цифры.

За вычетом капитальных инвестиций бюджетное финансирование, по словам министра, в целом сохраняет прежние объёмы. Но проблема в том, что растут и накладные расходы, те же майские указы президента Владимира Путина о доведении зарплат работников бюджетной сферы до уровня средней и выше средней по региону никто не отменял.

Эксперты говорят о крайне сложном бюджетном процессе в регионе: область фактически на пределе возможного сводит концы с концами, не скатываясь в долговую пропасть и при этом не задерживая выплаты зарплат работником бюджетной сферы.

На счетах копейки свободной нет, живём буквально от одного налогового поступления до следующего. Даже небольшая задержка с перечислением налогов от крупного предприятия уже серьёзно ощущается в регионе. объясняет эксперт, близкий к министерству финансов области.

На этом фоне область уже четвёртый год не выдаёт гранты для поддержки культурных и арт-проектов.

- Последний раз мы получили грант в 200 тысяч рублей на съёмку любительского кино, наверное, году в 2010-м. Всё делаем сами, на голом энтузиазме, говорит оренбургский режиссёр, автор короткометражных фильмов "Остров цикад" и "Электричество" Вера Арнгольд.

В министерстве культуры отсутствие грантовой поддержки не отрицают, объсняя, опять-таки, нехваткой средств.

- Грант как форма поддержки культурных проектов возможен и прежде, когда позволял бюджет, она применялась. Сегодня, к сожалению, ресурсов именно на грантовые выплаты нет. Но мы готовы помочь в том числе и творческим коллективам, у нас есть помещения, залы, пожалуйста, можно проводить кинолектории, "круглые столы", творческие встречи...говорит Евгения Шевченко.

Пир во время чумы

На фоне нищих региональных - и тем более муниципальных культурных бюджетов бельмом на глазу выступают скандалы с крупными федеральными грантополучателями. Нашумевший "Гоголь-центр" и его режиссёр Кирилл Серебрянников получили из бюджета за несколько лет более миллиарда рублей: напомним, что примерно в такую же сумму обошлась капитальная реконструкция двух театров в Оренбургской области.

Раздавая сотни миллионов "серебрянниковым", государство не может выделить денег на покупку пары баянов в сельский дом культуры.

Мы участвуем практически во всех грантовых программах и бюджетых проектах, которые проводит федеральный центр. Но суммы там, мягко говоря, небольшие. комментирует Шевченко.

Удачей считается "вырвать" хотя бы 100-150 тысяч рублей на муниципальное образование для покупки инструментов или реквизита для местного кружка самодеятельности.

И всё это происходит на фоне рекордных налоговых отчислений предприятий из Оренбуржья в федеральную казну. Мы входим в ТОП-5 регионов - доноров страны, отдавая в Москву по 74 копейки с каждого заработанного рубля.

Конечно, есть программы финансирования, есть федеральные субсидии и трансферты. В частности, "культурный" бюджет региона уже корректировался в сторону увеличения. Но всё это мизер, особенно если смотреть на те самые федеральные гранты на "современное искусство".

А главное - каково простым работникам какого-нибудь районного дома культуры с зарплатой в 12 тысяч рублей, играющих на баяне с клееной заплаткой на мехах, слышать о миллиардах, которые раздают в Москве? Пир во время чумы - это слишком мягкое в данном случае определение. Это уже просто грозит культурной катастрофой.