Posted 20 декабря 2015,, 10:20

Published 20 декабря 2015,, 10:20

Modified 11 ноября 2022,, 16:18

Updated 11 ноября 2022,, 16:18

Классификация стрелочных переводов

20 декабря 2015, 10:20
Для перевода тепловозов и вагонов с одного железнодорожного пути на другой применяют особую конструкцию – стрелочные переводы, которые обеспечивают разветвление рельсовых путей и их соединение. В зависимости от числа разветвлений они делятся на:

Для перевода тепловозов и вагонов с одного железнодорожного пути на другой применяют особую конструкцию – стрелочные переводы, которые обеспечивают разветвление рельсовых путей и их соединение. В зависимости от числа разветвлений они делятся на:

  • одиночные,
  • двойные,
  • перекрёстные.

Обыкновенный одиночный по своему устройству напоминает букву «У» – от прямой главной дороги ответвляется боковой путь. Такие переводы самые простые и дешёвые, и при прочих равных условиях стараются создавать именно их. Вследствие чего доля одиночных стрелочных переводов на железных дорогах достигает отметки 95%.

В некоторых случаях прямизну основного пути сохранить не получается. Тогда его изгибают в ту же сторону, что и боковой, и такой перевод называют криволинейным.

Бывают ситуации, когда строят (чаще всего – в депо и других местах сортировки вагонов) симметричные стрелки, напоминающие латинскую букву «V». Такие симметричные стрелочные переводы за счёт меньшего угла поворота получаются короче, чем другие виды, что позволяет уменьшить длину депо на 8, а то и на 12 метров.

На железнодорожных станциях и узлах очень часто необходимо сделать разветвление на несколько направлений. Обычно для этих целей строят несколько одиночных переводов один после другого. Но в некоторых местах из-за особенностей местности это невозможно. И тогда делают двойной стрелочный перевод, из которого путь расходится в трёх направлениях. В такой конструкции два пути могут быть по одну сторону от главного (несимметричный перевод) или же быть по разные стороны (симметричный).

И, наконец, последний тип – двойной перекрёстный. Он напоминает букву «Х» и позволяет переводить поезд с одного пути на другой в любом направлении. Двойной стрелочный перевод эквивалентен двум одиночным, которые уложены друг другу навстречу. Достоинством такого устройства является его длина, которая существенно меньше суммарной длины двух одиночных переводов. Однако данная конструкция получается очень сложной, из-за чего на участке приходится снижать скорость движения составов, а сам перевод требует тщательного и дорогого ухода. В связи с этим двойные переводы строят только на крупных станциях, где требуется максимально снизить маневровые передвижения составов.

Существуют и другие классификации, но они сугубо технические и интересны только специалистам-железнодорожникам: классификация по типам рельсов (Р43, Р50, Р75), по маркам крестовин переводов (1/6, 1/9, 1/18) и прочее.

"