Posted 28 июля 2020,, 14:10

Published 28 июля 2020,, 14:10

Modified 17 октября 2022,, 17:13

Updated 17 октября 2022,, 17:13

Почему в России затягивают со строительством объектов за бюджетные деньги?

Почему в России затягивают со строительством объектов за бюджетные деньги?

28 июля 2020, 14:10
Фото: Медиахолдинг 1Mi
«Эпоха коронавируса» и середина июля 2020 года в частности, проходят под эгидой ускорения. Речь, прежде всего, о строительстве домов и школ в Тулуне, мостов Улан-Удэ и Якутии, дорог в Магнитогорске, детсадов в Саратове и Большой кольцевой линии метро в Москве.

Возможно, они массово вдохновились рекордными темпами возведения ковидных центров, но непонятно, что мешало так же делать и раньше. В этом-то и разбирались «Новые Известия».

Пандемия показала, что госстройки могут проходить очень быстро. Главное – воля и желание. Об этом говорит появление не только «ковидных» госпиталей, но и других строений.

В ТОП самых выдающихся по скорости бюджетных строек вошли: Медицинский комплекс в Новой Москве. Его удалось возвести за 5 недель, военные «ковидные» госпитали (2 месяца), Харанская спортивная школа (6 месяцев), мост в Лебедяни (1 год), разворотная эстакада на Рублёвском шоссе (1 неделя).

Однако в большинстве случаев своевременные бюджетные стройки – исключения. При этом, долгостроев в стране пруд пруди. Это в основном больницы, поликлиники и трассы. Здесь и больница в Нижневартовске, которую строят уже 10 лет, больница в Петрозаводске (более 30 лет), Краевая больница на Камчатке (11 лет), трасса Нарьян-Мар – Усинск (29 лет), дорога Надым – Салехард (8 лет), ЦКАД (9 лет), поликлиника №1 в Подольске (10 лет), трасса М11 (9 лет).

Эта проблема в России стоит довольно остро и пожалуй, так нет ни в одной развитой стране мира. Ориентироваться в вопросах темпов строительства следует на Китай. Тут могут и 57-этажный небоскрёб за 19 дней, и 30-этажную гостиницу за 15 дней. Также могут полностью убрать старый и поставить новый мост с 8-полосной дорогой за 43 часа или за 8,5 часов возвести железнодорожную развязку, соединив старые пути и новую высокоскоростную магистраль.

Всё дело в технологиях, планировании и подготовке. В плане строительства Китай давно уже обогнал не только нас, но и весь мир. Сейчас речь не идёт о ручном труде. Мы говорим о высокотехнологичном строительстве.

Некоторые эксперты сходятся во мнении, что девелоперу выгоднее сделать всё побыстрее. Чем быстрее строится, тем меньше плановые расходы на менеджмент. Поэтому нормальные девелоперы ускоряют процесс: оптимизация позволяет им сэкономить от 10% до 15%. Они увеличивают число рабочих, хотя ночные смены и намного дороже обычных. Но на выходе это обходится им дешевле, чем даже трехгодичная стройка.

Генеральный директор архитектурного бюро Метаплазм Владимир Бельский отмечает, что только государственная экспертиза проектной документации для объекта капитального строительства по регламенту длится 2 месяца. До этого исходно-разрешительная документация, технические условия и проектирование – минимум 6 месяцев, после, - строительно-монтажные работы – условно для больницы на 200 мест минимум 2 года. Плюс к этому, существуют сроки проведения конкурсных процедур на подрядчиков по проектированию и строительству.

Одним словом, бюджетные стройки – это история больших денег. Даже в том случае, если говорится о недостаточном объёме финансирования. Очень показателен пример долгостроя краевой больницы на Камчатке, на который сейчас есть только 500 млн рублей из необходимых 4-5 млрд рублей.

Подводя итог, можно сказать, что стройки в руках государства – не более, чем пережиток советского периода, когда государственным было почти все. Потому самое главное сейчас – качественное оказание услуг. Государство должно оказывать качественные медицинские, образовательные, транспортные услуги. И не плодить все то, что отжило свое, в том числе и госстройки.

"