Posted 27 октября 2019,, 08:23

Published 27 октября 2019,, 08:23

Modified 17 октября 2022,, 16:33

Updated 17 октября 2022,, 16:33

Врачам готовы платить по 100 тысяч рублей

Зажрались? Почему в Оренбуржье не могут найти врачей на зарплату в 100 тыс. руб

27 октября 2019, 08:23
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Врачам готовы платить по 100 тысяч рублей
Скандалы с массовыми увольнениями врачей в различных регионах страны в очередной раз поднимают тему условий работы и оплаты труда медработников. Между тем в Оренбуржье сегодня банк вакансий Службы занятости буквально завален предложениями трудоустройства для медиков. Причём обещанные зарплаты — 50-80 тысяч рублей.

Более того, если вбить в условия поиска работы минимальную желаемую ставку в 40 тысяч, то 70% предложений будет только от медицинских учреждений. Оставшиеся 30% вакансий с высокой зарплатой — или вахта, или «торговое представительство». То есть работа за проценты от проданных товаров или услуг.

И это данные не с «шарашкиных» сайтов, а официального ресурса Министерства труда и занятости Оренбургской области.

100 тысяч — не предел

Ситуация действительно кажется довольно странной. Вот примеры объявлений: врачам-акушерам-гинекологам в Домбаровском готовы платить по 80 тысяч рублей.

По местным меркам — деньги огромные. Далеко не каждый вахтовик, болтающийся месяцами между домом и «конурой» где-нибудь в Уренгое, столько чистыми на руки получает.

Или вот ещё пример, совсем свежая вакансия хирурга в Абдулинский городской округ, в местную больницу.

Как видим, платить обещают 100 тысяч рублей. Это уже сопоставимо с московскими ставками, ради которых, кстати, сотни молодых врачей и уезжают в столицу. И что же, найти не могут специалистов за такие деньги? Зажрались?

Кстати, по данным Минздрава области, сегодня кадровый медицинский голод в регионе достигает порядка 300 штатных единиц только для вакансий с высшим образованием. Ряд больниц и вовсе укомплектованы персоналом всего на 60%. В той же Домбаровской ЦРБ, например, сегодня не хватает 11 врачей, 16 медсестёр, пяти фельдшеров, провизора и фармацевта. Причём медсестре там готовы платить по 23 тысячи рублей в месяц, фельдшеру на «Скорой помощи» — 25 тысяч.

И такая ситуация — практически везде. Даже в клиниках Оренбурга не хватает в среднем 10-15% персонала. И здесь тоже готовы платить по 60 тысяч и более терапевтам и хирургам — но никто не идёт.

«Всё есть, только приезжайте!»

А может быть руководители и кадровики больниц просто обманывают, обещая столь высокие зарплаты? Примерное так же, как врут многочисленные объявления о баснословных окладах вроде «руководителю в офис требуется помощник…» — на деле — очередное сетевое агентство по «впариванию» ненужного барахла втридорога?

Но вроде бы организации государственные, солидные. Да и за подачу в Министерство труда и занятости области заведомо ложных данных грозит немалый штраф.

Журналист 56orb.ru позвонил в несколько лечебных заведений, представляясь молодым врачом, заканчивающим интернатуру. И везде ему подтвердили: да, зарплаты реальные. Только приезжайте!

Более того, в отдалённых от областного центра районах работодатели при телефонном разговоре оказались более вежливыми, чем из платных клиник. С радостью сообщают об условиях работы, обстановке. Сразу спрашивают телефоны для обратной связи.

— 45 000 это при работе на одну ставку?

— Ну да, но давайте лучше встретимся обсудим это дело при личной встрече.

В молодого «врача» сельские кадровики в больницах буквально вцеплялись, убеждая приехать:

У нас висит квота на миллион, есть возможность получить её. По жилью- вопрос решаемый с главой. Жилья вполне достаточно, — сказали нам в Тюльганской ЦРБ.

— Зарплата от 45 и в зависимости от подработки. То есть какие подработки будут. Это уже дежурство по стационару, уже плюсом пойдёт. Участки здесь небольшие, по 800 детей у нас на участке. Есть возможность совмещения райпедиатра. Мы это приветствуем.

Проблема — в престиже и нагрузках

О реальности названных зарплат сообщает и врач из Новотроицка Александра Ю.:

— Да, у нас немало врачей, кто по 50-60 тысяч получает. Есть и те, кто выше. Проблема не в зарплатах, на самом деле. А в условиях труда и общем негативном фоне, который висит над профессией. Знаете, у нас как шутят — если врач работает на одну ставку, то жить ему не на что. А если возьмёт две ставки плюс подработки — то жить будет некогда. Ответственность огромная, а чтобы прилично зарабатывать — нужно реально очень много работать.

Подтверждает этот тезис и председатель Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения Людмила Варрава:

— В медицину не хотят идти по двум причинам. Во первых — профессия получила негативный оттенок. В СМИ очень много плохих отзывов о работе медицинского персонала. Правоохранительные органы нередко расследуют уголовные дела в отношении врачей. Что придаёт работе дополнительный стресс. Ясно дело, что у врачей задача помогать.

Также зарплаты. Молодые специалисты могут рассчитывать на зарплату в 17 000 рублей. Опытные врачи, которые смогли подняться по карьерной лестнице со всеми преференциями получают около 29 000 рублей на ставку. Но почти все, как првило, берут не одну, а на несколько ставок. От сюда зарплаты и растут. Только это скорее во вред здоровью работа получается.

— Сегодня люди предпочитают идти в юристы, экономисты, но не на врачей, где стало очень много рисков и не такие высокие зарплаты. Но мы рассчитываем, что в ближайшее время будут происходить позитивные изменения, — отмечает Людмила Борисовна.

Врачи-мигранты

Любопытно, что подготовка врачей — единственное направление в Оренбуржье, на которое нет серьёзного сокращения бюджетных ассигнований. Ранее мы рассказывали о том, что в области рекордно сокращается количество бюджетных (бесплатных) мест в вузах. Только в этом учебном году по сравнению с предыдущим число «бюджетников» стало меньше на 20%.

Но Оренбургский государственный медицинский университет — единственный вуз области, которого сокращения практически не касаются. Так, если на «бюджет» в прошлом году здесь приняли 425 будущих докторов, то в этом году — 424.

По словам новотроицкого доктора, практически остановился и отток врачей из-за внутренней миграции. Если ещё несколько лет назад целыми отделениями снимались и уезжали в Москву, Самару, Тюмень и Санкт-Петербург, то сегодня таких — единицы.

— Кто хотел уехать — уехали. И сейчас для врача в Москве жизнь тоже не сахар. Да, зарплаты там выше, но разрыв не такой большой, велика конкуренция. В самой столице на хорошее место попасть почти невозможно, всё уже занято. Есть вакансии в Подмосковье, но зарплаты там сравнимы с нашими, а стоимость аренды жилья или ипотеки — выше в несколько раз.

Рассказала Александра и о любопытной тенденции — в Оренбуржье всё чаще стали приезжать медработники из Украины и Белоруссии, а так же азиатских стран СНГ. Такая вот получается «медицинская миграция».

Похабное отношение к профессии

— Дефицит медиков — это проблема похабного отношения к профессии в предыдущие годы. Мы пожинаем плоды начала 2000-х, когда экономика бурно росла, росли и зарплаты — но не в бюджетной сфере. На моём курсе в Медицинской (тогда ещё) академии учились 22 человека. Из них практикующим врачом остались работать всего двое, кроме меня. Остальные сразу же после защиты диплома ушли в медпреды (медицинские представители фармацевтических фирм — прим. ред), в фармацевты, в продажники медицинской техники или госструктуры вроде Здравнадзора, — продолжает Александра.

— А потому что тогда зарплата медпреда была вчетверо выше, чем у врача в поликлинике — «подмазал» главврача в больнице, чтобы он покупал только стерильные перчатки нужной фирмы — и премия от компании тебе обеспечена. Провизор в аптеке получал втрое больше, а нагрузка и ответственность — не сравнить. Ну, у чиновников от здравоохранения зарплаты были копеечные, но они не на этом зарабатывали в итоге, все мы понимаем, на чём — на разрешениях, согласованиях, проверках…

Сейчас профессия медика и зарплаты становятся привлекательнее, но быстро восполнить дефицит специалистов не получится — на врача надо учиться 6 лет да плюс интернатура. Итого практикующий специалист выйдет на рынок труда не ранее, чем через 8 лет.

Оренбуржью в этом смысле ещё повезло — у нас хотя бы свой медицинский вуз есть. Но всё чаще раздаются голоса о том, чтобы вернуть как минимум в медицине систему распределения молодых кадров, как это было в Советском Союзе. Подготовка одного врача обходится государству почти в пять раз дороже, чем одного юриста или экономиста. И вполне резонно потребовать от выпускника-"бюджетника», чтобы он вернул государству вложенные в него средства, отработав пять лет врачом там, куда Родина пошлёт.

Или другой вариант — не хочет работать, хочет в медпреды — пожалуйста, но тогда изволь компенсировать затраты за все 6 лет обучения. Ибо конечно, систему здравоохранения у нас давно пора менять, но точно так же изменения нужны и в отношении самих врачей к своей профессии и своим пациентам.

"