Posted 27 июня 2018,, 12:10

Published 27 июня 2018,, 12:10

Modified 17 октября 2022,, 16:06

Updated 17 октября 2022,, 16:06

К чему привел рост экспорта зерна и что изменится на рынке перевоза грузов?

27 июня 2018, 12:10
Эксклюзивное интервью ИА «Интерфакс» дал глава группы компаний «Русагротранс» Константин Засов. Он подробно рассказал о росте экспорта российского зерна за границу - рекордного за последние 10 лет, обновлении парка вагонов и переменах на рынке перевозок лесных грузов.

Как посчитали в аналитическом центре компании «Русагротранс», с июля 2017-го по апрель 2018 года железнодорожным транспортом экспортировано за границу на 64% зерна больше, чем это было в прошлый сезон. Главный вопрос: как такого удалось достичь?

- Предпосылки роста объемов - это исторический рекорд по сбору зерна - 135,4 млн т. При этом в 2016 году также был собран высокий урожай - 120,7 млн т, что привело к накоплению максимальных за последние восемь лет запасов зерна. Второй важнейший фактор - это введение правительством льготного тарифа на перевозку зерна железнодорожным транспортом из ряда регионов центральной России, Поволжья, Урала и Сибири. Третий фактор - рост экспортных цен на российскую пшеницу, которая с февраля 2018 года торгуется дороже $200 за тонну, впервые за три года. В итоге большое количества зерна, удачная ценовая конъюнктура и своевременные меры поддержки привели к тому, что в этом сезоне ставился рекорд за рекордом, - рассказал Константин Засов.

На высокие показатели повлияло ещё и то, что наконец-то на растущем рынке научились работать большинство его участников: построены новые терминалы, заключены долгосрочные договоры, позволяющие планировать на длительный срок.

К тому же сейчас появились инвесторы, которые готовы вкладывать в инфраструктуру, обновлять парк железнодорожных вагонов, сильно обветшавших за последние 10 лет.

- Теперь же, к примеру, наша компания является крупнейшим в сети собственником новых вагонов зерновозов, у нас заключены "долгие" контракты со всеми крупными грузовладельцами, что позволяет планировать перевозку за несколько месяцев. В итоге к завершению зернового сезона экспортные перевозки зерновых по железной дороге, по нашей оценке, достигнут исторически рекордного уровня в 19 млн т, что превысит результат прошлого сезона в 1,76 раза, - подытожил Константин Засов.

На быстрый рост повлияло и то, что с рынка ушли посредники. К слову, это произошло минувшей осенью и стало своеобразным стресс-тестом для производителей, но его они прошли достаточно успешно. Теперь производители решают сами, куда и как отправлять зерно.

Результаты прошедшего сезона показали, что Россия будет и дальше наращивать производство и экспорт зерна. Для этого есть все возможности: и пашни, и вода, и люди, которые готовы работать и зарабатывать. Правда, свои коррективы вносит погода.

- Еще неясно, насколько существенно сказалась засуха на юге и какие последствия будет иметь поздний сев в сибирских регионах. Поэтому, возможно, корректировка как в ту, так и в другую сторону. Но стратегия компании строится исходя не из одного конкретного сезона, нам важен общий сценарий, который пока реализуется согласно нашим прогнозам, - рассказал К. Засов.

Между тем группа компаний «Русагротранс» ставит перед собой задачу номер один - увеличить рост оборачиваемости вагонов. И в этом вопросе они надеются на грамотное государственное регулирование, которое при правильном подходе может дать колоссальный эффект.

- К примеру, внедрение системы электронного документооборота между структурами ОАО "РЖД" и органами Россельхознадзора и ФТС привело бы к радикальному сокращению времени на оформление сопроводительных документов на груз, оригиналы которых в настоящее время необходимо получать в удаленных от станций погрузки региональных центрах, - сообщил глава «Русагротранса».

В будущем сезоне компания продолжит импортировать зерно в Египет. Так как российская пшеница используется для обеспечения программы субсидированного производства хлеба для семей с низкими доходами в этой стране, импорт пшеницы для Египта - это во многом вопрос социальной стабильности.

А с поставками в Китай пока вопрос не решен.

- При отсутствии терминала на Дальнем Востоке сложно говорить об увеличении поставок. В нашей среднесрочной стратегии развития пока, к сожалению, нет сценария серьезного увеличения экспорта в этом направлении, но это также возможный серьезный фактор потенциального роста, - сообщил Константин Засов.

Что же касается перевозок лесных грузов, то пока в этом сегменте происходит определенная трансформация, направленная на то, чтобы рынок стал более прозрачным и развивался ускоренными темпами за счет прихода крупных системных инвесторов.

"Транслес" находится в активной инвестиционной фазе, так же как и у "Русагротранса", - сегодня в активе компании крупнейший парк новых вагонов. За последние годы приобретено более 2,5 тысячи платформ. Мы понимаем, что важнейший фактор, позволяющий улучшить логистику, - долгосрочные договоры с грузоотправителями, когда происходит совместное планирование, прорабатывается логистика перевозок, организуются групповые и маршрутные отправки. В общем, мы идем по пути рынка, на котором логистика - это понятная и эффективная услуга, - рассказал Константин Засов.

Между тем потенциал развития лесного комплекса России очень большой, но пока российское правительство не вкладывает достаточно средств в экономику лесного комплекса, как это делают в развитых странах, поэтому работа ведется медленно.

Чтобы решить проблему нехватки подвижного состава при перевозке лесных грузов, до 2019 года "Транслес" закупит у ПАО "НПК "Объединенная вагонная компания" 200 новых вагонов-платформ с повышенной грузоподъемностью и увеличенным погрузочным объемом. Как отмечает Константин Засов, эти вагоны имеют хорошие преимущества в определенных сегментах рынка и за счет этого в компании планируют повысить эффективность перевозок.

Что же касается санкций, которые в последнее время сыпятся на Россию, у главы группы компаний "РТК" К. Засова своя точка зрения:

- Для ряда отраслей санкции дали серьезный толчок развития внутреннего производства. На продовольственном рынке, полагаю, это заметили все. Одновременно с этим курс рубля был главным драйвером роста экспортных перевозок зерна и леса, так что полагаю, мой ответ "не повлияли" не соответствовал бы действительности.

"