Posted 24 ноября 2017,, 14:58

Published 24 ноября 2017,, 14:58

Modified 17 октября 2022,, 16:02

Updated 17 октября 2022,, 16:02

Из-за санкций Россия может выйти в мировые лидеры рынка высоких технологий

24 ноября 2017, 14:58
Речь идёт о сфере ТЭК. В России начался процесс становления отечественных инжиниринговых компаний, которые в будущем должны вернуть добавленную стоимость в страну.

С 2014 года тема импортозамещения является одной из самых актуальных для отечественной экономики.

По мартовским данным Минпромторга РФ, на реализацию проектов в сфере импортозамещения к концу 2016 года потрачено 374,4 миллиарда рублей, из них пятая часть средств - это деньги из федерального бюджета.

За три года представители российской экономики уже осознали в полной мере, что импортозамещение - это необходимые меры, которые следует предпринимать, чтобы их компании оставались на плаву, и что именно с этого начинается развитие компетенций, которые в перспективе помогут стать конкурентоспособными на мировом рынке.

Стоит отметить, что импортозамещение появилось за несколько лет до введения санкций против России. В 2012 году в рамках работы над вопросом продовольственной безопасности (актуализированном в рамках одного из дискуссионных треков ООН) была принята государственная программа по импортозамещению в сельском хозяйстве.

Начиная с 2014 года Россия начинает рассматривать информационную, иммунобиологическую и энергетическую безопасность как наиболее важный компонент национального суверенитета.

Что же касается топливно-энергетического комплекса, то до западных санкций Россия делала ставку на увеличение добычи углеводородов, особое внимание уделяла трубопроводной политике, развитию рынка сжиженного природного газа и т. д. После введения ограничений приходится думать, как стать технологически независимыми в добыче, переработке и транспортировке энергоносителей.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассказал изданию "Нефть Капитал", что импортозамещение в нашей стране проходит под лозунгом «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Наша страна не осталась, как Иран, обрубленной от партнерства с западными странами. Западные нефтесервисные компании уходить из РФ самостоятельно не хотят и даже, наоборот, пытаются покупать новые активы в России, отметил Симонов.

Также санкции российскому бизнесу и власти дали понять, что самостоятельно добывать новые сложные ресурсы Россия не готова. Из-за запрета импортировать оборудование и технологии для добычи на шельфе (глубина моря ниже 80 м, так называемые технологии deepwater) практически заморозилось освоение шельфовых месторождений в российской Арктике, где были открыты новые запасы, а также добыча трудноизвлекаемых запасов (например, на Баженовской свите).

Стало очевидно и то, что повальное импортозамещение может грозить стране и ТЭК кризисом в будущем.

Российские компании настолько привыкли к импорту и в течение многих лет не желали тратить средства на воспитание своей инженерной школы, что западные компании (начиная с восхождения StandartOil) сумели быстро занять существенную долю мирового рынка и, обладая уникальными технологиями, практически монополизировать все сферы ТЭК вне географической привязки. Российским специалистам теперь лишь приходится признать, что практически ни один крупный и сложный нефтегазовый проект не реализуется сегодня без глобального игрока, такого, как, например, BP, Shell, ExxonMobil, и пула связанных с ними сервисных компаний т. д.

Верная и выигрышная для всех участников процесса развития экономики стратегия заключается в импортозамещении технологий, которые впоследствии могут стать привлекательными для экспорта и экспансии на внешних рынках.

По такому пути, например, пошли Китай и Индия, которые из глобальных импортеров постепенно превращаются в глобальных экспортеров высокотехнологичной продукции, в том числе и в ТЭК.

В прошлом году, несмотря на все санкционные ограничения, мы передали комплекс технологий, который нам позволил добыть баженовскую нефть исключительно за счет применения российских технологий, российского оборудования, и все работы были выполнены российскими подрядчиками, рассказал генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков.

Это означает, что при работе с нетрадиционными запасами баженовской свиты Россия больше не зависит от западных нефтяных компаний и их оборудования.

Благодаря отечественным разработкам в этом году уже удалось увеличить добычу трудноизвлекаемой нефти на 8 - 9%, до 39 млн тонн.

В России идет и процесс становления отечественных инжиниринговых компаний, которые в будущем должны вернуть добавленную стоимость в страну. Например, известный в сфере ТЭК инжиниринговый холдинг «ПЕТОН» успешно занимается локализацией технологий и разработкой собственных технологий на протяжении последних 20 лет. Как пример, Уренгойский ЗПКТ, Оренбургский и Астраханский ГПЗ укомплектованы с использованием оборудования отечественного производства. Заказчик внедряет лучшие практики, которые реализованы силами отечественных подрядчиков - такой подход дает ощутимый экономический эффект, позволяя снизить стоимость продукта на 5 - 7%.

Поэтому задача для России - не ограничиваться ролью поставщика ресурсов, а выстраивать производственные цепочки полного цикла: от разработки проектов до его реализации. Это так называемые экосистемы, которые аккумулируют компетенции по интеграции и позволят объединить подрядчиков и производителей оборудования в единый проект, - рассказали эксперты порталу "Нефть Капитал".

Сегодня ряд отечественных компаний активно участвует в реализации программы импортозамещения в ТЭК. Тот же «ПЕТОН» - один из основоположников отечественного подхода в сфере российского нефтегазового комплекса. Холдинг вместе с международной инжиниринговой компанией Linde занимается адаптацией технологий для производства продуктов из природного и других углеводородных газов. «ПЕТОН» реализует проект подготовки сырья для криогенной части и переработки продуктов криогенного разделения в проекте Амурского ГПЗ («Газпром переработка Благовещенск»). Синергия совместных знаний и опыта LindeAG и «ПЕТОН» повышает эффективность лицензионного процесса, который внедряется в рамках проекта в России.

Дальше - больше. В планах перейти от импортозамещения к импортоопережению.

Современные российские инжиниринговые компании уже не просто закрывают потребности, а стремятся сформировать пул преимуществ, повышающих экономический эффект мировых практик с возможностью дальнейшей локализации. Это позволяет создавать и внедрять конкурентные решения и в целом качественно повышать уровень реализации проектов отечественными инжиниринговыми компаниями.

Как заверяют эксперты, если придем к импортоопережению, то это станет главным стимулом развития отрасли.

"