Posted 21 марта 2019,, 12:12

Published 21 марта 2019,, 12:12

Modified 17 октября 2022,, 16:28

Updated 17 октября 2022,, 16:28

Определены три крупнейшие железнодорожные компании страны

21 марта 2019, 12:12
Стали известны три крупнейших железнодорожных оператора страны. В тройке оказалась группа компаний РТК, включающая в себя «Русагротранс» и «Транслес».

В прошлом году на фоне высокого спроса рос рынок оперирования железнодорожным подвижным составом, но принципиальных изменений в составе лидеров не произошло. Об этом свидетельствуют данные рейтинга INFOLine Rail Russia Top, пишет газета «Коммерсант».

Лидировать продолжает Федеральная грузовая компания (ФГК, входит в ОАО РЖД), которая из-за невозможности привлечь достаточный парк в аренду уступила первенство по объему перевозок занимающей второе место Первой грузовой компании (ПГК, входит в UCL Holding Владимира Лисина).

Третьей стала группа компаний РТК, включающая в себя «Русагротранс» и «Транслес».

Погрузку в основном наращивали операторы тяжеловесных вагонов. То есть, экспортеры угля. И авторы рейтинга считают, что 2019 год может оказаться довольно удачным для операторов. Это может подвигнуть лидеров к выходу на рынки капитала.

По данным издания, доля трех ведущих операторов в железнодорожной отрасли - ФГК, ПГК и Globaltrans в 2018 году продолжила сокращаться. На них пришлось 27% парка в управлении, их доля в перевозках упала до 30%. А доля лидеров (ФГК и ПГК) в грузообороте снизилась по итогам года на 15% и 10,8%, соответственно. Однако доли топ-30 операторов во всем, кроме грузооборота, продолжали расти.

Что касается состава ТОП-3 рейтинга, то он остается стабильным. ФГК продолжает удерживать лидерство почти по всем статьям, уступая первенство лишь в объеме перевозок ПГК.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что сокращение перевозок угля и строительных грузов связано с невозможностью ФГК из-за позиции ФАС, ограничившей ее в ценообразовании в этом сегменте, заместить выбывшие из аренды 27,2 тыс. полувагонов. Их досрочно забрала в ноябре 2017 года компания «УВЗ-Логистик», ныне «Модум-Транс».

СУЭК на экспортном угольном буме вошла в топ-10, заняв восьмое место, а ГК РТК Константина Засова и Константина Синцова поднялась на третье место по величине парка в управлении. К самостоятельному оперированию в 2018 году перешла «Модум-Транс», занявшая по итогам года 12-е место в рейтинге.

Согласно рейтингу, объемы перевозок наиболее динамично наращивали компании, владеющие инновационными вагонами, востребованными сегодня на экспортных угольных маршрутах.

Михаил Бурмистров отмечает, что одним из прошлогодних трендов была консолидация парков операторских компаний при одновременном избавлении от непрофильных и недостаточно эффективных вагонов в собственности и в аренде.

Кроме того, в 2018 году истек ряд долгосрочных договоров аренды, заключенных в 2015–2016 годах, когда ставки находились на очень низком уровне. По мнению Бурмистрова, пиковым годом для операторского рынка может оказаться 2019, что создаст возможность для выхода крупнейших операторских компаний, не находящихся под санкциями, на рынки капитала. Так, например, может возобновиться обсуждение IPO «Нефтетранссервиса» или ГК РТК.

В более благоприятных условиях окажутся те компании, которые уже закупили парк, тогда как те, которые планируют его закупать в 2019 году, будут это делать уже на пике цен, что непременно отразится на финансовых результатах.

При этом риски для операторского рынка достаточно высокие. Эксперты отмечают, что ставки будет поддерживать на высоком уровне дефицит запчастей, это повысит себестоимость оперирования и ставку.

"