Posted 20 июля 2018,, 11:13

Published 20 июля 2018,, 11:13

Modified 17 октября 2022,, 16:11

Updated 17 октября 2022,, 16:11

Добла-бла-кались. Правительство хочет запретить бесплатные сервисы поиска попутчиков

20 июля 2018, 11:13
Крупнейшие интернет-сервисы поиска попутчиков, такие, как Bla-bla-car или BeepCar, могут в ближайшее время оказаться вне закона. Правительство предполагает накладывать ограничения на этот вид деятельности. Для Оренбуржья это может обернуться междугородним транспортным коллапсом.

Как сообщает интернет-издание Kolesa.ru, российские власти в поиске источников пополнения бюджета добрались и до "блаблакарщиков". Новые правила работы карпулинговых (то есть занимающихся подсадкой попутчиков) сервисов будет вырабатывать специальная комиссия. Но суть нововведений уже понятна: убрать с рынка неконтролируемых и нелегальных перевозчиков, а тех, кто останется, обложить дополнительными сборами.

Решение тут же вызвало массу возмущений и споров, хотя пока нет даже примерного проекта, по лекалам которого будут регулировать деятельность карпулинга. Но даже само начало работы в этом направлении настораживает. Тот же "БлаБлаКар" или "БипКар" всего за три года стали суперпопулярными, и сегодня на ряде направлений они - фактические монополисты.

- У меня родители живут в Самаре, а я работаю в Оренбурге, соответственно часто езжу туда. И всегда бронирую место через сервис поиска попутчиков - это и удобнее, и дешевле, - рассказывает оренбуржец Артём.

Так, на поезде до Самары ехать придётся минимум 7,5 часа и цена билета - от 1200 рублей. Самолёт непомерно дорогой - 3500 рублей, дешевле в Москву слетать. А с помощью сервиса поиска попутчиков до Самары спокойно добираешься за 4,5 часа и по цене 650 - 700 рублей.

Карпулинг сегодня позволяет добраться из Оренбурга практически в любую точку страны - Москву, Санкт-Петербург, Тюмень, Нижневартовск, выбирай город в приложении и бронируй место. Оплата, как правило, водителю на месте в руки. Соответственно никаких налогов и сборов: с точки зрения закона вы просто попутчик, которого водитель транзитом подбросит до места. Кстати, этот нюанс указывается и в правилах пользования программой: когда вы регистрируетесь в сервисе, то ставите соответствующую галочку и соглашаетесь с тем, что услуга не предназначена для зарабатывания денег.

На практике, конечно, это далеко не всегда так. Добрая половина объявлений с предложениями о подвозе - это налаженный бизнес от междугородних таксистов, которые регулярно курсируют по маршрутам и таким образом находят себе клиентов. Впрочем, самих пассажиров это в большинстве своём не волнует: главное - доехать быстро и дёшево.

Однако есть и те, кто принципиально отказывается от услуг карпулинга.

- Я два раза в месяц езжу к родителям в Кумертау и никогда не сажусь ни в такси, ни к подвозчикам. Всегда только на башкирских муниципальных автобусах (оренбургских-то нет), - рассказывает оренбурженка Марина.

От автовокзала до Кумертау цена проезда этим летом - 330 рублей. Ехать - около трёх часов. На такси-"Ларгусе" от автовокзала - 350 рублей, и домчат за час с небольшим. Если через "БлаБла" или "Бип" - от 170 рублей. Но я боюсь, ведь ни страховок, ни гарантий!

Впрочем, таких принципиальных, как Марина, сравнительно немного. Для подавляющего же большинства карпулинговый сервис - чуть не единственный, которым они пользуются, чтобы доехать до места. Не повлияла серьёзно на рынок и недавняя чудовищная авария с таксистом на "Ларгусе", унёсшая жизни шестерых человек. Оренбуржец тоже через Интернет набирал себе "попутчиков", регулярно совершая рейсы в Уфу и обратно.

Впрочем, популярность такого вида транспорта - мера скорее вынужденная. Просто по некоторым направлениям в области уехать иначе, как на "БлаБлаКаре" или "БипКаре", просто невозможно. В 2002 году обанкротилось и исчезло некогда крупнейшее региональное автопредприятие, перевозившее пассажиров по области и за её пределами - "Оренбургавтотранс". Какое-то время теплилась жизнь в муниципальных автопредприятиях, регулярно бегали автобусы из Саракташа и Новосергиевки, но и они два года назад приказали долго жить. Теперь весь "межгород" отдан на откуп частникам. Запрет "БлаБлаКара" либо введение государственных сборов просто приведёт к резкому росту цен на услуги таксистов. И не захочешь, а отдашь любую сумму, чтобы добраться до места, - альтернативы-то нет!

Прецеденты, кстати, уже были: под Новый год такси из Оренбурга до Орска задирали цены до 1000 рублей за место (при обычной цене в 400 рублей за поездку). Всем возмущавшимся предлагалось пройти в кассу и купить билет на поезд. Энтузиазм после такого похода быстро сдувался: по "железке" из Оренбурга до Орска добраться можно минимум за 1052 рубля, проведя 6 часов в дороге.

"