Posted 20 мая 2021,, 16:12

Published 20 мая 2021,, 16:12

Modified 17 октября 2022,, 16:46

Updated 17 октября 2022,, 16:46

Как фармацевтические компании планируют расширять рынок БАДов в России?

20 мая 2021, 16:12
В прошлом году в России значительно выросли продажи препаратов для поддержки иммунитета. Потребление биологически активных добавок в нашей стране России ещё далеко от уровня развитых стран. Многим интересно знать, чем же БАД отличается от лекарства и почему у россиян есть страх принимать добавки к пище?

Сейчас на этот рынок заходят зарубежные компании, хотя примерно 5 лет назад доминирующая доля была у российского бизнеса.

По словам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, все уже разбираются, что биологические добавки - они поэтому и называются добавками, что они к пище добавляются, чтобы была лучше усвояемость, появились в организме минералы, витамины.

Отметим, что российский рынок биологически активных добавок в 2020 году вырос до 74 с лишним миллиардов рублей (17%). Большая часть приходится на общеукрепляющие БАДы. На втором месте добавки для улучшения переваривания пищи. В пятёрку также входят БАДы, успокаивающие нервную систему, благотворно влияющие на репродуктивные функции и препараты для укрепления костей. На другие добавки приходится меньше четверти рынка.

Зарубежные компании заходят на российский рынок

Компания «Эвалар» является самым крупным представителем отрасли, занимая 16% рынка в стране. На настоящий момент в производственном портфеле есть около 300 наименований БАД и 27 лекарственных препаратов. На биологически активные добавки приходится 80% продаж компании.

— Порядка 30% брендов у нас идёт с использованием собственного сырья. Мы им хорошо обеспечены. Безусловно, это позволяет управлять ценой. И потребители очень ценят эту технологию. Они любят, когда производитель контролирует полный цикл прохождения товара - до того момента когда он встанет на полку, - отмечает Наталия Прокопьева, председатель совета директоров компании «Эвалар».

Она также отмечает, что доминирующая доля в производстве БАДов раньше была у российского бизнеса, но теперь расстановка сил несколько меняется - и на этот рынок заходят зарубежные компании.

Американская компания Solgar Vitamin and Herb с долей рынка около 8% находится на втором месте по продажам в России. Третьем занимает канадский производитель PharmaMed с долей около 5,5%.

Рентабельность

Если говорить о рентабельности производства БАД, то она невысока — около 5-10%. Структура затрат производителей выглядит следующим образом: меньше 50% занимает стоимость сырья, еще около 25% идет на зарплаты сотрудников, 20% - на уплату налогов и остальные средства — на прочие производственные расходы.

По мнению Александра Овчинникова, средние уровни рентабельности по рынку в 5-10%. Задача - нарастить оборот, нарастить объём выпуска.

— Конечно, контрактное производство, контрактные услуги - это первое, чем можно было нарастить. Когда мы достигли определённого уровня, мы конечно же перешли на собственные продукты, на собственные бренды, - добавляет он.

Маркировка

В 2021 году положение производителей усложнил эксперимент по маркировке. Она нужна для борьбы с фальсификатом и бесполезными добавками. Сами участники рынка чипирование своей продукции считают лишним, утверждая, что в России не выпускают поддельные биодобавки. Однако это может отразиться на цене.

Согласен с этим и Сергей Катырин, который считает, что маркировка приемлема только для сложной дорогой продукции.

Не смотря на стабильные и высокие темпы роста рынка, БАДы в России потребляет лишь каждый шестой. А регулярно это делают только три человека из ста. При этом участники отрасли уверены, специальные меры стимулирования спроса не нужны. С другой стороны, бизнес надеется, что правительство разработает механизм защиты потребителей и рынка от незарегистрированных в стране препаратов. В первую очередь это касается онлайн-продаж, тогда каждая покупка БАДа в аптеке или интернете станет осознанной.

"