Какая участь ждет народные промыслы в России?

Какая участь ждет народные промыслы в России?

17 декабря 2020, 17:37ОбществоФото: РБК
В любой российской семье всегда найдётся что-то сделанное вручную. Материалом для таких поделок могло служить дерево, ткани, стекло или металл. Эти товары не нуждаются в представлении, на них даже не стоит писать «Сделано в России».

Сейчас не все понимают, как обратить художественную ценность в стоимость? И может ли ремесло быть прибыльным делом?

По словам заместителя генерального директора Павлопосадской платочной мануфактуры Вячеслава Долгова, продать то, что ты традиционно выпускается, не так просто. Покупательская способность падает. Туристов нет. Поэтому рынок сбыта по-своему ограничен возможностями.

Директор компании “Аксинья” Наталья Белова отмечает, что изделия народных художественных промыслов не могут быть высокомаржинальными в принципе. Если сделать наценку, которая нужна предприятию, эти изделия просто будут неконкурентоспособны на рынке.

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин считает, что Россия - одна из немногих стран, которая сумела сохранить народные художественные промыслы.

— Это, конечно, наш национальный код, если хотите. Но, к сожалению, они сегодня себя чувствуют в достаточно сложной ситуации. Многие из них могут просто исчезнуть, - сказал он.

Видео:РБК

Рынок товаров народных художественных промыслов

Оборот народных художественных предприятий в 2019 году вырос на 27% - до без малого восьми миллиардов рублей. Производители текстиля заработали около миллиарда рублей. Чуть меньше – у мастеров художественной ковки и литья (870 млн).Доля изделий из керамики – это примерно 500 млн.рублей. Примерно равные объемы рынка приходятся на дерево и стекло (330 и 295 млн). Еще меньше приходится на прочие промыслы (225 млн), сообщает РБК Бизнес-вектор.

Московская область

На сегодняшний день в России работает менее 300 народных художественных предприятий. Почти все они относятся к малому бизнесу. Павлопосадская платочная мануфактура - одно из немногих исключений. Промысел известен с конца 18 века. Первые сто лет платки с цветным рисунком печатали ручным способом. Потом производство автоматизировали - мануфактура стала фабрикой. Сейчас здесь выпускают платки и шали, шарфы и палантины. Готовятся шить куртки и жилетки с традиционной розой в центре композиции.

По оценкам предприятия, новая продукция увеличит оборот на пять процентов. Кстати, прошлогодняя выручка предприятия составила 722 миллиона рублей.

— Платки можно носить и довольно часто менять в отличие от других предметов, которые не покупаются каждый день.Уходит же из бытовой практики использование жостовских подносов как подносов для чаепитий. На сегодня они уже превратились явно в произведения искусства, - говорит Вячеслав Долгов, заместитель генерального директора Павлопосадской платочной мануфактуры.

Из-за пандемии Павлопосадская мануфактура весной и летом практически не работала. До сих пор производство загружено меньше, чем в прошлом году. Предприятие участвует в программе сохранения штата. И до апреля не может сокращать персонал. Для большинства других народных промыслов кадровая проблема стоит куда острее. Ремесленники-мастера не могут найти учеников.

— Промыслы стареют. Средний возраст, я так считаю, наверное, около 50 лет. И если сейчас не принять таких решений кардинальных, то мы можем уже в ближайшее время лишиться всех наших мастеров и художников, - отмечает председатель правления Ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадий Дрожжин.

Ростовская область

Глиняную посуду на Дону делали испокон веков. Но изящным чашкам и тарелкам из белоснежного фаянса с узорами в охряных тонах меньше полувека. В советское время семикаракорскую керамику мечтала иметь любая состоятельная семья. В настоящее время у компании “Аксинья”, владеющей художественной фабрикой, более амбициозная цель - оказаться на каждом российском столе. Мастера предприятия стараются лепить в ногу со временем. За три года им удалось снизить средний возраст покупателя с 60 до 45 лет.

— Наш покупатель молодеет. Мы выпустили серию линеек детской посуды. Мы привлекли мамочек, это уже 35 плюс. И мы работаем над серией молодёжной посуды. Это лаконичные формы, несложные, чтобы могли встать в любой интерьер, - сказала Наталья Белова, директор компании “Аксинья”.

Выручка предприятия в 2019 году составила 66 миллионов рублей. Посуда составляет 60% продаж семикаракорской керамики (40 млн.рублей). 15 млн.рублей приходится на сувениры, в том числе на куклы-грелки на чайник и самовар, которые тоже можно использовать в быту. 12 % оборота компании (примерно 8 млн.рублей) приносят предметы интерьера.

Нижегородская область

Не всем известно, что хохломскую роспись придумали для иконописи. Мастера-старообрядцы не имели сусального золота и заменили его на смесь порошка олова и варёного льняного масла. Технологию производства сохраняют уже более 300 лет. Правда сегодня расписывают в основном посуду и предметы интерьера. В 90-е годы прошлого века на Хохломе приютили знаменитую семёновскую матрёшку.

Ручной труд в себестоимости хохломских изделий составляет 40%. Ещё треть - налоги и прочие отчисления. Пятая часть - материалы для производства: дерево и краски. Ещё пять процентов - стоимость доставки. Затраты на содержание фабрики удалось снизить до 5% от себестоимости продукции. Для этого производство перенесли из девяти цехов в три. Но всё равно прибыли ни ложки, ни матрёшки сегодня не содержат.

Цена матрёшки -750 рублей, на зарплаты мастеров приходится 40% (или 300 рублей, на налоги и отчисления - 30% (или 220 рублей). – на материалы = 20% (или 150 рублей), на доставку - 5% (или 40 рублей, на содержание предприятия - 5% (или 40 рублей).

Оренбургская область

Славу и величие оренбургского пухового платка до сих пор никто не может затмить, даже несмотря на то, что вяжут их и в Пензе, и в Воронеже. Оренбургское пуховязание на восточных землях, в поселениях и станицах, расположенных меж Губерлинских гор. Здесь прекрасное сырье для нового рукоделия – уникальный оренбургский пух местной породы коз. Особенность этого пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок – полупрозрачный, воздушный с ажурными узорами.

Опыт пуховязания накапливали из поколения в поколение, пока оно не стало выгодным, востребованным и начало приносить доход. В начале 19 века не только пух, но и пуховые платки были товаром, который был известен и за пределами оренбургского края.

Этой осенью правительство подготовило изменения для ремесленников. В отрасли хотят ввести саморегулирование, стандарты художественных стилей и разрешения на их использование. Участники рынка считают новые правила губительными. И без того за 30 лет Россия утратила 40 народных промыслов. Чтобы сохранить оставшиеся, участники отрасли предлагают ослабить критерии поддержки мастерских, включить их изделия в программы госзакупок и создать инструменты для привлечения частного капитала. Тогда это будет возрождающийся бизнес-вектор.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter