Posted 17 января 2012,, 05:09

Published 17 января 2012,, 05:09

Modified 11 ноября 2022,, 16:48

Updated 11 ноября 2022,, 16:48

Если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье

17 января 2012, 05:09
Если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье, то, по мнению специалистов Всероссийского центра изучения общественного мнения, кандидат в президенты Владимир Путин собрал бы 48% голосов. Соперники премьера отмечены большим отставанием: электоральный рейтинг лидера КПРФ Геннадия Зюганова – 10%, главы ЛДПР Владимира Жириновского – 9%, председателя «Справедливой России» Сергея Миронова – 5%. В рамках статистической погрешности показатели Григория Явлинского – 2% и миллиардера Михаила Прохорова – 3%.

Если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье, то, по мнению специалистов Всероссийского центра изучения общественного мнения, кандидат в президенты Владимир Путин собрал бы 48% голосов. Соперники премьера отмечены большим отставанием: электоральный рейтинг лидера КПРФ Геннадия Зюганова – 10%, главы ЛДПР Владимира Жириновского – 9%, председателя «Справедливой России» Сергея Миронова – 5%. В рамках статистической погрешности показатели Григория Явлинского – 2% и миллиардера Михаила Прохорова – 3%. По нулям – у Алексея Навального, Дмитрия Рогозина, Юрия Шевчука и Бориса Немцова.

Напомним, главному кандидату, чтобы избежать второго тура, придется набрать 50% плюс один голос. Если кривая графика ВЦИОМа продолжит плавный рост, то рейтинг кандидата Путина преодолеет психологически важный барьер через пару недель. Поскольку уже в конце декабря показатели премьера составили 45%.
В этом случае Путину не придется соревноваться с конкурентами, которые во втором туре могут получить поддержку электората отсеявшихся претендентов. Именно такая цель стояла, по мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, за сменой первого замглавы администрации президента Владислава Суркова Вячеславом Володиным: «С одной стороны, Сурков считается в стане Путина человеком, который в критической ситуации перебежал к Медведеву, то есть не проявил личной преданности, а это ключевое понятие для будущего президента, – поясняет Делягин. – С другой, Сурков был сторонником более тонких методов, которые в революционной ситуации перестают работать». По мнению эксперта, «сейчас больше необходим Володин, заверяющий, что Владимир Владимирович может вполне победить в первом туре».

Для Путина не победить в первом туре президентских выборов означает катастрофу, – с этим утверждением Делягина согласились все опрошенные «НГ» эксперты. Путин вынужден ориентироваться не на общественное мнение, а на психологию клана, который создал и заложником которого является, полагает собеседник «НГ»: «Премьер хочет победить только в первом туре, любой ценой, с любыми натяжками, наплевать, сколько людей потом выйдет на площади». В данной ситуации первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин по психологическому типу очень близок к силовому путинскому клану. И как недавний выдвиженец Путина он ему абсолютно предан. Поэтому машина сейчас начнет работать на победу в первом туре.

Проверить истинность новых данных ВЦИОМа, уверен глава Института современного развития Игорь Юргенс, можно будет 4 февраля, если марш протестующих граждан будет настолько же впечатляющим, как на проспекте Сахарова в конце декабря: «В этом случае уж точно нельзя будет говорить о повышении рейтинга Путина в той части, которая будет очень важна для будущего президента». Эксперт сомневается в соответствии результатов опроса ВЦИОМа общественному мнению: «Можно придумать выборку, при которой рейтинг Путина составит и 60%. Если правильно подобрать сельские и промышленные регионы».

Совпадут ли сегодняшние благополучные данные кандидата № 1 с результатами волеизъявления граждан 4 марта? Ставка на пролетариат, отмечает Юргенс, может не оправдать себя: «У нас нет того пролетариата, который был продемонстрирован недавним нижнетагильским выступлением в поддержку премьера. В промышленности мы сейчас производим 13% ВВП. Остальное производится в сфере услуг и наукоемких производствах. Именно эти люди показали на проспекте Сахарова, что они недовольны».

Эксперт уверен – вне зависимости от рейтингов «население крупных городов настроено антипутински, и с этим надо что-то делать, потому что такая волна не является продуктивной для нового президентского срока премьера».

С другой стороны, нельзя не заметить, что премьер в последнее время проявляет повышенную активность. Глава Центра политической информации Алексей Мухин считает, что некоторый рост показателей премьера имеет под собой основание: «До сих пор Путин находился в спящем политическом режиме, ограничиваясь социально-экономическими заявлениями». Конечно, замечает эксперт, Путин «пропустил несколько голов» в начале своей кампании: здесь и неудача «Единой России» на парламентских выборах, и массовые митинги декабря. Однако есть и победы в тактике премьера, уверен собеседник «НГ»: «Посмотрите, как удачно он внедрил Алексея Кудрина в стан оппозиции. А теперь в провинции будет развернута массированная избирательная кампания, причем не «Единой Россией», являющейся сильным аллергеном для граждан, а Народным фронтом, в рядах которого мы видим много достойных людей. Этот бронепоезд стоит под парами и готов к марш-броску на предвыборный фронт. И даже некоторая конкуренция между ЕР и ОНФ играет на Путина».

Таким образом, заключает эксперт, появятся моральные обоснования для объяснения победы Путина в первом туре, уверен Мухин, независимо от того, насколько верны данные социологов: «Граждан убедят в том, что иначе и быть не могло».

Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер признает, что объективно, даже не вдаваясь в тонкости методик социологических замеров общественного мнения, у Путина самый высокий рейтинг по сравнению с другими кандидатами в президенты. Однако, по мнению эксперта, для реальной политической жизни это не имеет значения: «Зачастую оказывается так, что рейтинг – это одно, а люди тем не менее голосуют иначе. Тем более сейчас, когда события развиваются очень быстро». Кроме того, свидетельствует собеседник «НГ», давно известен феномен – чем выше рейтинг, тем больше у него шансов лопнуть.
Гонтмахер уверен: высокие показатели Владимира Путина – во многом продукт телевизионной пропаганды. И поэтому малейшее изменение в информационном пространстве может созданный искусственным путем рейтинг довольно быстро обвалить. Для чего демонстрировать рост популярности премьера именно сейчас? Как считает эксперт, ВЦИОМ тесно работает с администрацией президента. И хотя Владимир Путин не является непосредственным заказчиком подобных исследований, накануне предвыборной президентской кампании ему будет приятно узнать, что его рейтинг растет.

Однако до широкого круга общества эта информация все равно не дойдет, считает Гонтмахер: «Многие люди вообще не очень понимают, что такое рейтинги, и какая-то часть населения начинает задавать неудобные вопросы – почему у него показатели растут как раз тогда, когда продолжаются безобразия с выборами и ростом тарифов? И это, наоборот, может вызвать рост антирейтингов».

На зависимость социологических структур от государства указывает и Михаил Делягин: «Совершенно ясно, что рейтинг Путина не мог вырасти после событий конца года. Человека освистывает в конце ноября его собственная социальная база, на улицу дважды выходят более 100 тысяч человек, а его рейтинг растет?» Политолог готов допустить, что некоторый рост популярности объясняется длинными каникулами, когда вся страна пребывает в праздничной эйфории. «Любой опрос, проведенный в предновогоднюю ночь, по сравнению с опросом, проведенным за месяц до этого, даст всплеск социального оптимизма, – считает эксперт, – все пьяные и счастливые. Возможно, что этот опрос ВЦИОМа базируется на этом новогоднем эффекте. Но это легко проверяемо, если дело в этом, то к концу января рейтинг Путина должен снизиться».

В предвыборной ситуации Делягин не склонен доверять рейтингам ни одного социологического агентства: «У нас давно выработался механизм фальсификаций. И социологи, нарисовавшие тот или иной рейтинг, потом усиленно внедряют его в массовое сознание». Это важнейшая форма предвыборной пропаганды, в России человек всегда соглашается с большинством: «Услышит человек из уст волшебника Чурова о том, что очень многие действительно за Путина, и сам готов в это поверить. Это способ примирить людей с результатом выборов, который им потом покажут».

Еще одной особенностью нынешней избирательной кампании премьера становится, по-видимому, антилиберальный тренд. Потому что история с обвинениями Путина в адрес губернатора Кировской области Никиты Белых – это больше чем просто стремление показать заботу о жителях, оставшихся без горячей воды. Если бы региональный руководитель действительно допустил промах, избирателям надолго запомнился бы либерал-губернатор, не проявивший заботу о людях.

Резкий отпор, который получил Путин в ответ на обвинения, оказавшиеся безосновательными (ошибка с тарифами исправлена была еще в декабре), получил неприятное развитие. На федеральном телеканале, как выяснилось, идет подготовка материала, компрометирующего Белых. Этот шаг, заметим, будет воспринят с пониманием определенной частью электората. Но только не той, что ходит на протестные митинги. Злорадствующие обычно не готовы к проявлениям гражданского неповиновения. Думается, что признание ошибки и наказание за дезинформацию собственных аппаратчиков оказалось бы для кандидата куда полезнее, чем намеки на будущую отставку губернатора. Потому что теперь при любом раскладе Белых остается в выигрыше – каждая его неприятность будет объясняться кознями путинского окружения.
Просчеты и победы избирательной кампании Владимира Путина проявятся главным образом 4 марта. И любой результат выборов будет воспринят гражданами положительно, если не повторится ситуация с массовыми нарушениями при голосовании. Именно этот аспект волеизъявления граждан должен больше всего озаботить тех, кто занят сегодня кампанией премьера.
 

"