Posted 16 июля 2019, 11:30
Published 16 июля 2019, 11:30
Modified 17 октября 2022, 16:32
Updated 17 октября 2022, 16:32
Сегодня в Оренбуржье мусор считают по нормативу: каждый прописанный в квартире многоквартирныого городского дома «производит» в месяц 31 килограмм бытовых отходов, в частном секторе города — 36 килограмм. Для села нормы — 24,17 килограмма на человека в многоквартирных домах и 27,39 — в частном секторе.
Эта методика с момента её принятия вызывала недовольства у людей. Многие полагают, что в реальности мусорят намного меньше, чем нормативные цифры. И, следовательно, переплачивают за услугу вывоза ТКО.
Отчасти с этими выводами согласен и Российский экологический оператор, структура, которая должна контролировать региональных мусорных операторов, разрабатывая единые стандарты по обращению с отходами для всей страны. И РЭО предложил считать тариф по-новому, а именно — в зависимости от числа и наполняемости мусорных баков у дома.
Логика проста: наполнился бак, объём его известен, цена на перевозку и захоронение на полигоне тоже прозрачна. И если от одного дома один бак вывозят, скажем, раз в сутки, а от другого такой же бак раз в двое суток, то и тариф для жителей первой многоэтажки будет соответственно больше, чем для второй.
По мнению авторов тарифного правила, такой подход сделает систему начисления коммунальных платежей более прозрачной и понятной жителям. ТСЖ и УК, например, могут и вовсе вести учёт вывозимым контейнерам, выгружая данные на свои сайты. Любой желающий зайдёт и проверит, как много мусорит дом и как часто приходится вызывать спецмашину для его вывоза.
Правда, скептики тут же отметили кучу нюансов. Например, как делить платежи, если в баки сыплют мусор жители соседних домов? Получается, они там у себя будут экономить за счёт других? Эдак и до конфликтов недалеко, с «народными дружинами», которые будут оберегать свои баки от чужаков.
Не ясна ситуация и с предприятиями общепита, магазинами, которые сегодня обслуживаются по отдельным договорам, но мусор вываливают нередко на жилых контейнерных площадках. По новой схеме им каждому придётся обзавестись своим баком.
Но, во-первых, не везде их можно поставить, а во-вторых, где гарантия, что как раз для экономии тот же магазин не станет втихаря ссыпать свои ТКО в баки рядом стоящих домов? В Оренбурге, кстати, такая практика есть — с рынков пустые картонные коробки, некондиционные фрукты-овощи торговцы тащат кто куда, поскольку контейнеры на самих торговых территориях быстро заполняются. Получается, «мусорные дружины» придётся выставлять и жителям близлежащих к «толкучкам» многоэтажек?
Главный же нюанс в том, что новые принципы формирования тарифа не решат главную проблему — снижения цены. Эксперты уверенно говорят, что она будет только расти, поскольку увеличивается цена на топливо для спецмашин и на обслуживание всё разрастающихся мусорных полигонов. Приводят в пример и цивилизованные страны, где домохозяйства платят гораздо более значительный процент от своих доходов за утилизацию ТКО.
По тому же пути придётся идти и России — иного просто нет.
Впрочем, пересмотреть тарифы всё равно можно будет не ранее, чем в 2020 году, а до этого ещё есть время всё хорошо обдумать и обсудить.