Posted 15 марта 2012,, 04:46
Published 15 марта 2012,, 04:46
Modified 11 ноября 2022,, 16:47
Updated 11 ноября 2022,, 16:47
Сфера защиты прав потребителей финансовых услуг остается актуальной на протяжении последних лет.
Типичными нарушениями все также остаются:
- не предоставление необходимой и достоверной информации об услугах, тарифах; и включение в договоры не соответствующих законодательству условий;
- изменение тарифов и условий кредитного договора в одностороннем порядке, различные комиссии за выдачу кредита;
- пользование кредитными средствами, которые взимаются Банками за совершение действий, не создающих для заемщика какое-либо дополнительное благо или иной полезный эффект;
- мораторий и штраф за досрочное погашение;
- нарушение очередности погашения;
- право Банка на безакцептное списание денежных средств с любых счетов Заемщика;
- уступка права требования не кредитной организации.
Среди вновь выявленных в 2011 году нарушений, квалифицируемых по ч. 2 ст.14.8 КоАП РФ стоит также отметить следующие.
- условие о платном предоставлении потребителю справок о задолженности/ отсутствии задолженности по договору;
- условие о взаимодействии Банка и юридического лица, привлеченного для сбора просроченной задолженности по кредиту, с предоставлением ему информации о заемщике (включая персональные данные) без его согласия (коллекторские агентста) и другие.
Актуальным является установление в практической работе Управления факта введения потребителя в заблуждение посредством искажения формулировок в кредитном договоре со стороны отдельных банков.
Кроме этого, Банки трансформируют, например, понятие комиссии в так называемые единоразовые проценты по кредиту, то есть называя их по иному и немного изменяя природу дополнительных платежей.
Так, по результатам обращения потребителя было установлено, что один из банков, ранее включающий в договоры комиссию за выдачу кредита и исключившее данное условие из кредитных договоров, в настоящее время использует практику включения в кредитный договор условия об уплате заемщиком «единоразовых процентов по кредиту», помимо основной процентной ставки.
Стоит отметить, что практика вынесения предписания по обращениям потребителей приносит свои положительные результаты.
В Управление обратился заемщик с жалобой на одного из банков, который при оформлении ипотечного кредита взял сумму за его выдачу и оформление во вклад.
Нами было выдано предписание. С целью его исполнения Банк заключил с потребителем дополнительное соглашение об исключении из кредитного договора условий ущемляющих права потребителей и в досудебном порядке возвратил уплаченную комиссию за выдачу кредита, тогда как ранее такие выплаты осуществлялись только после судебного решения, вступившего в законную силу.