Улетели навсегда? Оренбургские вертолёты санавиации могут заменить казанскими

Улетели навсегда? Оренбургские вертолёты санавиации могут заменить казанскими

14 августа 2018, 14:53ОбществоPhoto: inkazan.ruВертолёт "Ансат".
20 августа в Оренбурге презентуют медицинскую версию вертолета «Ансат», аналогичные мероприятия также пройдут в Уфе и Челябинске. Символично, что мероприятие пройдёт аккурат в 10-летие оренбургского "вертолётного проекта", который оказался неудачным.

Летательный аппарат, который планируют презентовать, изготавливается на Казанском вертолетном заводе. Винтокрылая машина из Татарстана прилетит к нам аккурат на 10-летнюю годовщину другого проекта - создания "Летающей скорой помощи" на базе вертолёта Ка-226. Его пытались собирать на оренбургском ПО "Стрела", но сегодня уже можно без обиняков говорить о провале проекта.

Впервые о возрождении производства гражданской воздушной техники на ПО "Стрела" заговорили в декабре 2004 года. В следующем году на заводе был выделен отдельный цех для сборки этих машин, началось его опытно-мелкосерийное производство.

Вертолёт Ка-226

Ка-226 тогда считался чуть не вершиной прогресса: маленький, юркий и симпатичный вертолёт планировали использовать и в сельском хозяйстве, и в качестве патрульных ГИБДД и МЧС, и даже проектировали бизнес-версию эдакого летающего аэротакси. Одним словом, планов было - громадьё.

Для производства этой машины на "Стреле" было освоено большое количество новых процессов, в частности, была внедрена технология односторонней точечной электросварки узлов из титановых сплавов.

2006-2007 годы стали временем активной эксплуатации машины. Её гоняли, как говорится, и в хвост и в гриву, выявляя слабые места.

В 2008 году два таких вертолёта были куплены областью для нужд санитарной авиации. Бюджет тогда потратился на сумму более ста миллионов рублей (хотя по тогдашним ценам на эти деньги можно было заказать 250 машин-"неотложек" на базе "Газели").

Кризис и обвал рубля в 2008 году фактически поставили крест на проекте Ка-226. Вертолёт оказался не востребован. Как уверяют эксперты с портала forumavia.ru, главная загвоздка - в двигателях. Аппарат оснащался силовыми установками Alisson британской фирмы Rolls-Royсe, однако агрегаты эти оказались слишком дорогими и маломощными для него. Как результат - малый моторесурс: воздушная машина постоянно требовала ремонта.

Сегодня те два Ка-226 списаны и никто не планирует их восстанавливать. Точно так же никто не пытается реанимировать проект вертолётостроения на ПО "Стрела", хотя в начале 2010-х ходили разговоры о том, чтобы отказаться от слабых Alisson и подобрать им более дешёвую и надёжную замену.

Но денег на модернизацию и получение новых лётных сертификатов так и не нашлось. Вертолётный цех в ПО "Стрела" частично законсервирован, частично - переведён на выпуск другой продукции.

Отказались от эксплуатации Ка-226 и в областном минздраве. В ведомстве утверждают, что Ка-226 не предназначены для санитарной авиации, использовать их можно только при благоприятных погодных условиях. Как результат - выгоднее купить новые машины, а не "доводить до ума" имеющиеся.

Не исключено, что заменой оренбургскому Ка-226 станет казанский "Ансат."

Кстати, обе машины проектировались примерно в одно и то же время. Сертификацию тоже получили почти одновременно. Но если проект "Ансат" изначально поддерживало и вовсю продвигало правительство Республики Татарстан, то Ка-226 так и остался для ПО "Стрела" "одноразовой игрушкой".

На сегодня Казанским авиазаводом выпущено около 60 "Ансатов", львиная доля была закуплена Министерством обороны.

Проект Ка-226 в прежнем его виде закрыт, хотя сам вертолёт получил глубокую модернизацию - машина с индексом Т теперь выпускается в Кумертау. Но фактически при общем сохранении базовых элементов планера это уже новый проект, мало общего имеющий с прежним Ка-226, производимым когда-то на "Стреле".

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter