Posted 14 марта 2012,, 05:28

Published 14 марта 2012,, 05:28

Modified 11 ноября 2022,, 16:47

Updated 11 ноября 2022,, 16:47

Полиции понятые не нужны

14 марта 2012, 05:28
Президентом РФ внесен для рассмотрения в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который направлен на совершенствование положений уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок осуществления дознания по уголовным делам, проверки сообщения о преступлении и привлечения понятых к участию в отдельных следственных действиях.

Президентом РФ внесен для рассмотрения в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который направлен на совершенствование положений уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок осуществления дознания по уголовным делам, проверки сообщения о преступлении и привлечения понятых к участию в отдельных следственных действиях.

1. Законопроектом предусматривается сокращённый срок производства дознания, который по общему правилу не должен превышать 15 суток (с возможностью продления его в исключительных случаях до 20 суток), при этом ограничиваются пределы доказывания (доказательства будут собираться в объёме, минимально необходимом для установления события преступления и обстоятельств причастности к нему обвиняемого).

Следует учесть, что возможность применение сокращенного порядка дознания ограничена следующими условиями:

- уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица;

- виновное лицо признаёт свою вину, характер и размер причинённого преступлением вреда;

- виновное лицо согласно с ведением уголовного судопроизводства по его делу в сокращённом порядке.

Применение указанного порядка дознания исключается в следующих случаях:

- потерпевший возражает против применения сокращённого порядка уголовного судопроизводства;

- подозреваемый является несовершеннолетним;

- имеются основания для применения в отношении подозреваемого принудительных мер медицинского характера;

- подозреваемый относится к категории должностных лиц органов государственной власти, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства;

- подозреваемый не владеет языком, на котором ведётся уголовное судопроизводство.

Также законопроект представляет право подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему на любой стадии судопроизводства, до момента удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, заявить ходатайство о прекращении производства по уголовному делу в сокращённом порядке и о применении общего порядка уголовного судопроизводства. Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, будет обязано удовлетворить такое ходатайство.

В целях исключения возможности самооговора подозреваемого предлагается обязать прокурора при наличии обоснованных предположений о самооговоре возвращать уголовное дело дознавателю на стадии утверждения обвинительного постановления, а суд – в процессе судебного заседания.

2. В целях обеспечения прав и законных интересов участников на этапе досудебного производства законопроектом уточняется процедура проверки сообщения о преступлении.

Законопроектом предлагается расширить полномочия органов предварительного расследования при проверке сообщения о преступлении, предоставив им право получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, а также изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в её производстве и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, трупа, предметов и документов, освидетельствование.

Для обеспечения реализации прав и законных интересов участников доследственной проверки законопроектом предлагается установить, что лицам, участвующим в производстве следственных и иных процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права, обязанности и ответственность, предусмотренные законодательством, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в частности возможность осуществления права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников, права пользоваться услугами адвоката или права подавать жалобы на действия (бездействие) и решения органов предварительного расследования.

В целях обеспечения гарантий соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых, в том числе при назначении и производстве экспертизы, предлагается предусмотреть обязанность органов предварительного расследования назначать повторную экспертизу в том случае, если после возбуждения уголовного дела указанными лицами или их защитниками будет заявлено соответствующее ходатайство.

3. Законопроектом предлагается заменить институт понятых при проведении отдельных следственных действий на процессуальную фиксацию этих действий с использованием технических средств.

Из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предлагается исключить положения, в соответствии с которыми участие понятых в следственных действиях является обязательным условием, и предоставить лицу, проводящему расследование право самостоятельно выбирать способ удостоверения хода и результатов следственного действия (за исключением лишь трёх следственных действий: обыска, личного обыска и опознания).

Кроме того, предлагается установить порядок, в соответствии с которым к участию в производстве таких следственных действий, как наложение ареста на имущество, почтово-телеграфные отправления, осмотр, в том числе трупа, эксгумация, следственный эксперимент, выемка, контроль и запись переговоров, проверка показаний на месте, понятые привлекаются по усмотрению лица, проводящего расследование. Если по решению лица, проводящего расследование, понятые в указанных следственных действиях не участвуют, то применяются соответствующие технические средства.

4. В целях исключения фактов злоупотреблений, связанных с фальсификацией доказательств в процессе использования технических средств фиксации, законопроектом предусматривается внести изменение в санкцию части второй статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации, увеличив срок лишения свободы с трёх до пяти лет за фальсификацию доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником.

- Пока ничего точного сказать не могу, так как это еще законопроект, который будет обсуждаться и редактироваться. Могу сказать одно, что такая протокольная форма в судебной практике была несколько лет тому назад. Будем надеяться, что изменения упростят и оптимизируют работу дознавателей, - прокомментировал начальник ООД УМВД России по Оренбургской области Серккалей Сатывалдеев. 

"