Posted 13 марта 2012,, 04:48

Published 13 марта 2012,, 04:48

Modified 11 ноября 2022,, 16:47

Updated 11 ноября 2022,, 16:47

«Почта России» не в состоянии доставлять в срок ни письма, ни бандероли

13 марта 2012, 04:48
В марте «Почта России» озвучила предварительные финансовые итоги своей работы за 2011 год. Выяснилось, что прибыль предприятия продолжает расти третий год подряд. В прошлом году она увеличилась на 45% и составила 700 млн. рублей. «Новые Известия» тем временем подводят итоги очередного этапа своего эксперимента, цель которого проверить оперативность доставки «Почтой России» писем, бандеролей и посылок. Мы убедились, что скорость работы «Почты» в отличие от ее прибыли не растет.

В марте «Почта России» озвучила предварительные финансовые итоги своей работы за 2011 год. Выяснилось, что прибыль предприятия продолжает расти третий год подряд. В прошлом году она увеличилась на 45% и составила 700 млн. рублей. «Новые Известия» тем временем подводят итоги очередного этапа своего эксперимента, цель которого проверить оперативность доставки «Почтой России» писем, бандеролей и посылок. Мы убедились, что скорость работы «Почты» в отличие от ее прибыли не растет. 7 декабря наши корреспонденты отправили друг другу 17 бандеролей – семь за рубеж и 10 – по России. Семь из них до сих пор не получены. В срок не дошла ни одна.

Финансовые результаты «Почты России» за 2011 год прекрасны. Уже третий год подряд прибыль предприятия уверенно растет. В прошлом году она выросла на 45% и составила 700 млн. рублей. В 2010 году прибыль «Почты» равнялась 483 млн., в 2009-м – 306. Между тем 2008 год организация закончила с почти 1,5 млрд. убытков. В прошлом году, как выяснилось, предприятию удалось получить больше выручки от оказания всех видов услуг – как почтовых, так и дополнительных (денежные переводы, погашение кредитов и т.д.). Средняя зарплата почтальонов также стала больше, но все равно остается нищенской: это всего лишь 14,8 тыс. рублей. Растет и сумма инвестиций в развитие «Почты». В прошлом году на модернизацию было потрачено 8,5 млрд. рублей.

Вкладывается «Почта России» и в рекламу. По данным исследовательской компании «TNS Россия», предприятие в 2011 году заняло восьмое место в рейтинге крупнейших рекламодателей на радио. Во втором квартале прошлого года ролики «Почты» в общей сложности крутились на радио 22 часа (в тот же период 2010 года радиослушатели получали сведения о «Почте России» только 25 минут). Одним словом, руководство «Почты России» в лице г-на Киселева не жалеет средств на рекламу собственных достижений. Но реальность выглядит удручающе, и контрольным органам страны пора бы заняться выяснением – на какую «модернизацию» уходят миллиарды бюджетных средств, если свои основные обязанности ведомство выполняет из рук вон плохо. Это подтверждает очередной эксперимент, проведенный редакцией «НИ».

Узнав из рекламы, что пользоваться «Почтой России» удобно и работают в ней только профессионалы, «НИ» решили проверить, действительно ли качество работы организации выросло вместе с прибылью. 7 декабря корреспонденты «НИ» в России и других странах отправили друг другу 17 бандеролей (так называется почтовое отправление с печатными изданиями, рукописями и фотографиями). Спустя несколько дней заместитель гендиректора ФГУП «Почта России» Геннадий Котов заявил в СМИ, что компания переправит поток новогодних почтовых отправлений, а значит, и наши бандероли, без задержек. «Мы почти уверены, что этот год и последующие годы сможем пройти без задержек, – сказал г-н Котов. – Единственное, что может помешать, – это форс-мажорные обстоятельства погоды. Из-за погодных условий могут быть задержки вылетов самолетов. По имеющемуся у нас прогнозу, все будет в порядке».

Однако эксперимент показал, что «плохая погода» мешает «Почте России» уже три месяца. Семь из 17 бандеролей не дошли вовсе, остальные были получены с опозданием. Четыре бандероли мы отправили из отделения в центре Москвы четырем сотрудникам, которые живут в разных концах столицы. Одна бандероль не дошла, три остальных адресаты получили спустя шесть дней. Между тем максимальный срок доставки по столице составляет два дня. Не дождались мы и бандероль, которая была отправлена в редакцию из ближайшего почтового отделения. Расстояние в 700 метров оказалось непреодолимым.

Из Москвы мы послали бандероли в Санкт-Петербург, Саратов, Краснодар и Владивосток. В Саратов она пришла через шесть дней, в Питер – через 10, во Владивосток – через 15. В Краснодаре бандероль ждут до сих пор. По нормативам из Москвы в Краснодар и Санкт-Петербург бандероли должны доставляться за четыре дня, во Владивосток и Саратов – за пять.

Из Москвы бандероли отправились также в Израиль, США, Швецию, Грузию и на Украину. Четких сроков доставки почтовых отправлений за рубеж не существует: многое зависит от погоды и авиарейсов. В Чикаго бандероль ждут до сих пор. Наш корреспондент в Стокгольме получил ее спустя неделю. Спустя девять дней извещение о том, что пришла бандероль, в своем почтовом ящике нашел сотрудник «НИ» в Реховоте. Сама она потерялась в отделении израильской почты.

«Сотрудница почты сказала, что держала мою бандероль в руках, – говорит наш корреспондент в Израиле Валентин Бойник. – Поскольку упаковка была нестандартной, женщина положила ее отдельно от остальных. И та пропала. Сотрудница извинялась передо мной, плакала, говорила, что компенсирует стоимость». Вероятно, бандероль сочли нестандартной, потому что в московском отделении почты нужного конверта не нашлось, и ее завернули в коричневую оберточную бумагу. В Киев бандероль пришла только 14 января, а в Тбилиси – 2 марта. Три зарубежных сотрудника «НИ» 7 декабря отправили бандероли в Москву, но ни одна не дошла.

Получив такие результаты эксперимента, «НИ» хотели бы обратиться с вопросом лично к гендиректору «Почты России» Александру Киселеву: где, с его точки зрения, могут находиться пропавшие бандероли и есть ли шанс, что они вообще дойдут до адресата.

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ прокомментировал «НИ» несоответствие рекламы и работы «Почты России» так: «Конечно, руководство компании говорит о соблюдении сроков, чтобы люди пользовались ее услугами. Другое дело, что за такие слова никто не несет ответственности. Роспотребнадзор или мы должны бы подать против «Почты России» иск в защиту интереса неопределенного круга лиц. Но суды, скорее всего, ответят, что с каждым случаем нужно разбираться индивидуально. А люди не хотят обращаться в суд, они считают, что овчинка выделки не стоит».

«НИ» спросили и саму «Почту России», почему за три месяца семь из 17 бандеролей не дошли до адресатов. Мы получили такой ответ: «Нарушение сроков доставки случается по ряду объективных причин... В частности, речь идет о проблемах с транспортными компаниями, которые могут отказаться от перевозки почты в пользу более выгодных грузов. Другой причиной является в том числе и кадровый дефицит, который особенно остро чувствуется в Москве и Санкт-Петербурге. Существуют и проблемы субъективного характера, такие, как человеческий фактор. «Почта России» проводит серьезную работу по ужесточению ответственности как менеджеров, так и рядовых сотрудников за нарушение сроков доставки почтовых отправлений». По информации пресс-службы «Почты России», в прошлом году отправителям было возвращено «около 16% заказной письменной корреспонденции, более 7% письменной корреспонденции с объявленной ценностью, более 6% посылок и 3% экспресс-отправлений, в том числе и из-за неправильно заполненных адресов. Потери, в том числе и по вине «Почты», составили 0,001% от общего количества почтовых отправлений».

Напомним, что в октябре «НИ» проводили эксперимент с отправкой писем (материал «Игра в ящик» от 24 ноября 2011 года). Наши корреспонденты отправили друг другу 38 писем, абсолютное большинство из них не пришло вовремя, а пять не пришли совсем. Отметим, что и новогодние поздравления от чиновников приходят в редакцию в конце января и в феврале. Исключениями являются письма от президента и премьера: они доставляются специальной фельдъегерской почтой.

В материале «Игра в ящик» эксперты перечислили «НИ» причины медленной работы «Почты России» – от плохого менеджмента до трудных условий выживания на рынке. После выхода публикации нам позвонила сотрудница одного из московских отделений почты. По ее словам, главную беду компании мы не назвали. «Не знаем, куда обращаться, – сказала собеседница «НИ», отказавшись назвать свое имя. – Мы работаем шесть дней в неделю, у нас должен быть шестичасовой рабочий день, но на самом деле мы работаем с утра до вечера. У каждого на участке 1000–1200 квартир. На шести из 13 участков никто не работает, потому что сотрудников не хватает. И эту лишнюю нагрузку приходится выполнять нам. Зарплата 10 тысяч, премию давно не видим».

Пресс-служба «Почты России» назвала эту информацию «не совсем корректной». «В практике московских отделений ... не было случаев, когда бы сотрудники систематически и поголовно лишались премий, – сообщили «НИ» в ведомстве. – Кроме того, зарплата в Москве выше названной вами».

Таким образом, чиновники почтового ведомства с легкостью комментируют любой негативный пример, умело оперируя нужными цифрами и бравируя радужными отчетами. Но реальность от этого не меняется: и письма, и бандероли доставляются с черепашьей скоростью. Поэтому «НИ» займутся выяснением, на какую «модернизацию» расходуются миллиарды бюджетных рублей. И продолжат свои эксперименты. 

"