Как выглядит рынок упаковочных материалов в России?

Как выглядит рынок упаковочных материалов в России?
13 февраля 2020, 20:15ОбществоФото: РБК-Бизнес вектор
Почти всегда упаковка - первое, что мы видим в магазине, но что скрывают производители коробок и банок, мы не знаем. Также не все понимают, какой материал экологичнее: бумага, пластик, стекло или металл и можно ли упаковочный бизнес назвать прибыльным?

По словам совладельца группы компаний “Готэк” Владимира Чуйкова, раньше измеряли упаковку метрами квадратными или тоннами, штуками ящиков. Сейчас упаковка превращается в некую функцию. Иногда на нее требуется больше материала, иногда меньше.

Генеральный директор компании «Сибирское стекло» говорит, что на сегодняшний день способны делать бутылку с 92% старого стекла, но на стекольные заводы его поступает от семи до 12% старого стекла. Всё остальное можно увидеть только на свалках.

— Всё это, что мы приобретаем, редко бывает условно говоря в россыпном виде. Оно всё в чём-то упаковано: в картон, в пластмассу, пластиковую упаковку.Сейчас, конечно, более экономные схемы по упаковке продуктов и вообще всего, что продаётся на розничном рынке. Естественно, что и количество потребляемой бумаги, картона и так далее становится меньше, - президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Сергей Катырин
Фото:РБК "Бизнесвектор"

По данным РБК Бизнес-вектор, рынок упаковочных материалов России экспертами оценивается в триллион 200 миллиардов рублей. 38% этого объёма приходится на плаcтиковую упаковку. Чуть меньше - на упаковку из дерева и его производных: бумаги и картона. На третьем месте - стекло - с долей 12%. Каждый десятый товар в России продаётся в металлической таре. На остальные виды упаковки приходится всего четыре процента.

В настоящее время на нашем рынке представлена продукция четырёх отраслей, среди них несколько сотен производителей бумажных коробок и пакетов.

Группа “Готэк” - один из лидеров рынка. По предварительным оценкам, занимает пятое место. Выручка компании в 2019 году составила 14 млрд рублей. «Готэк» выпускает упаковку из волокна - это материал для бумаги и картона. Кроме того, для выпуска пластиковой тары и пленок используется полимерное сырьё.

— Цены на мировых рынках на полимеры и на первичное волокно очень влияют на колебания спроса и, соответственно, использование материалов. На сегодня волокно упало в цене на мировых рынках уже более 30%.Тогда как полимеры так не падают. Падение на волокно может привести к оттоку заказов с полимерной упаковки в волокно, - отмечает совладелец группы компаний.

Известно, что картонный ящик состоит минимум из трёх слоёв бумаги разной толщины. Сырьё на завод приходит в огромных рулонах весом около тонны. Специальный гофроагрегат готовит внутренний слой и машина склеивает её с внешними слоями в полотно со скоростью 350 метров в минуту. Полотно кроится под требуемые размеры. К клиенту ящик поступает в сложенном виде. Заказчик раскрывает его на предприятии и он становится упаковкой только вместе с предназначенным для неё товаром. Есть и ящик с самосборным дном, он складывается в одно движение и не требует скотча при запечатывании.

— Все клиенты в этих проектах поделились с нами премией за разработку. Приблизительный размер премии, который платится в мире - около 25% над обычным товаром. Она у нас ниже, поскольку это новая культура для нашего рынка, - подчеркивает Чуйков.

Кстати, производители стеклянных бутылок и банок пока не мечтают о дополнительной премии. Большую часть их продукции покупают только крупные производители алкоголя. В безалкогольном сегменте бутылка давно проиграла пластику.

СНХ Павел Бобошик, генеральный директор компании «Сибирское стекло»

«На рынке сбалансировался спрос и объём производства. Это помогло повысить маржинальность. Второй пункт - это облегчение стекольной тары. Пять-семь лет назад в Сибири средний вес пол-литровой бутылки на пиво был 340-360 граммов. Сейчас средний вес бутылки на пиво 265-285 граммов».

Цена бутылки на две трети зависит от стоимости энергии и сырья. С естественными монополиями стекольщики спорить не могут.

Глава ТПП о рынке упаковки
Видео:РБК

Вернуть любую упаковку в промышленный оборот был призван экологический сбор, введённый в России в 2014 году. Но мера оказалась не очень эффективной. Сегодня в стране перерабатывается почти половина картонной упаковки, но только 10% пластика и стеклотары.

Над решением этой проблемы думают отраслевые ассоциации и Торгово-промышленная палата, но там говорят, что для этого должны быть предприняты действия государством. Надо, чтобы сбор действительно был раздельным.

— Если мы наладим эту работу: и вывоз раздельный, и вывоз на то, чтобы перерабатывать, то возрастёт нагрузка на отрасль. И я надеюсь, что она будет загружена, - сказал Сергей Катырин.

Артём Алексеев - владеет виноторговой компанией. 15 лет назад он отказался от оригинальных футляров к элитному импортному алкоголю в пользу лицензионных репликам. В создание компании “Вуденс” бизнесмен с партнёрами вложили 4 миллиона рублей и сейчас выручка выросла до 60 млн руб.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter