Posted 10 ноября 2019,, 08:13

Published 10 ноября 2019,, 08:13

Modified 17 октября 2022,, 16:38

Updated 17 октября 2022,, 16:38

Частный сыск в России: мифы, запреты и ограничения

10 ноября 2019, 08:13
Одна из самых закрытых отраслей в России — это частный сыск. Размеры гонораров и факт сотрудничества заказчики и исполнители никогда не раскрывают. Профессия частного детектива связана с множеством мифов. Один из них — это слежка за неверными супругами. Однако это далеко не всегда так.

По словам президента детективной компании «ЗОВ и партнёры» Олега Зимина, главная задача — как можно быстрее за бюджет, который согласован с заказчиком решить его задачу. Это можно сделать за месяц, а можно и за день. может быть месяц, а может быть день. Сделали за день — честь нам и хвала.

Частный детектив Алексей Миронов говорит, что три года назад люди в основном обращались постфактум. К примеру: «мы отгрузили товар, а нам ни денег, ни товара — люди пропали. Мы сделали предоплату, а нам не поставили товар. То есть они не знали, что делать, когда их уже обманули.

В основном, детективные агентства занимаются экономической безопасностью, проверкой деловой репутации того или иного контрагента для бизнеса, — отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев. Также в этот перечень можно включить какие-то кредитные истории, какие-то истории, связанные с процессами, по которым предприниматели не могут обратиться к правоохранителям.

«Бизнес-вектор РБК» сообщает, что на данный момент в нашей стране на детективную деятельность выдано менее 900 лицензий. Заниматься сыском в России весьма непросто, так как есть много ограничений. Есть и запреты: психические отклонения, судимость, увольнение с госслужбы по компрометирующим основаниям.

Чтобы стать сыщиком, нужно иметь юридическое образование или закончить курсы подготовки детективов. Заменить их может служба оперативником или следователем не менее трёх лет.

Олег Зимин частным сыском занялся ещё в период Перестройки. Гонорар за первое дело оказался таким же, как месячный оклад работника Московского уголовного розыска. Детективная деятельность его быстро увлекла. В 1993 году он получил лицензию, работы ему хватало всегда. Дела раскрывал и за бесценок, и за солидный гонорар.

— Для компаний бюджет может составить от 600-700 тысяч рублей до 1,5-2 миллионов. Максимальный бюджет, который я получал, составил 3 миллиона 800 рублей. Пропал собственник, и нам нужно было его найти. Нашли труп, — говорит Олег.

Как правило, частные детективы занимаются раскрытием экономических преступлений в интересах бизнеса. Обычно это кражи, доступ к коммерческой тайне или её разглашение, мошенничество. Бывает так, что приходится иметь дело с незаконным получением кредита или нежеланием его погашать.

За 25 лет работы Олег Зимин не составил стандартного прайс-листа. Стоимость своих услуг он оценивает по интуиции, исходя из опыта. В последнее время часто помогает бороться с коррупцией, используя методику «Тайный покупатель», выявляет те случаи, когда нам предлагают откат и компании, которые используют незаконные способы мотивации.

Сейчас сыщику запрещено пользоваться скрытыми камерами, прослушивать телефоны, вскрывать письма. При себе он может иметь только диктофон, фотоаппарат и газовый баллончик.

Анатолий Выборный, депутат Госдумы России, председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты России

— Пришло время предусмотреть законодательно детективную тайну. Потому что человек или юридическое лицо обращается за той или иной услугой в рамках компетенции детектива и должен понимать, что информацию, которую он будет предоставлять частному детективу, будет сохранена, — говорит депутат Госдумы России, председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты России Анатолий Выборный.

Также сыщики часто занимаются поисками без вести пропавших. А вот на слежку за человеком должен получить разрешение от того, за кем следит, или его законного представителя. Причём супруг в эту категорию не входит. Детектив не будет ворошить семейные дела. А за детьми может понаблюдать можно, но только с согласия их родителей.

Если есть обращения по воду слежки за детьми, то вероятнее всего родители подозревают, что их чадо могло попасть в неправильную компанию.

Сбор информации о человеке, в среднем, занимает до двух недель и стоит от 20 тысяч рублей в день. Если за объектом нужно ездить, то стоимость увеличивается в разы.

— Я обычно работаю за 10-15% от общей стоимости работ, заказа. Но это может варьироваться. Может доходить до 100%. В зависимости от сложности и напряжённости какой-то задачи. Условно, это будет стоить 100 тысяч рублей и я возьму 100 тысяч себе как прибыль, — подчеркивает Алексей Миронов.

По закону сыском в чистом виде в России могут заниматься только индивидуальные предприниматели. Но тут работают и юридические лица. Свои услуги они представляют как консультирование по вопросам безопасности. «Власта Консалтинг» уже более 20 лет защищает своих клиентов от фирм-однодневок и сомнительных кандидатов на работу.

Проверка одного резюме может стоить от двух до пятидесяти тысяч рублей. Цена напрямую зависит от уровня вакансии. И бизнес готов тратить такие деньги.

Что качается работы по антиконтрафактной кампании, она может может занять от полугода до полутора лет. Сыщики отрабатывают несколько сигналов о нелегальном товаре, выясняют точки его продажи и производства, проводят контрольные закупки, исследуют некачественную продукцию. Вся информация передаётся в правоохранительные органы, которые и задерживают преступников. Только за последние два года «Власта Консалтинг» помогла провести более 4500 рейдов по выявлению нелегальных производств. 114 предприятий в результате было закрыто.

Пару лет назад государство обратило внимание на нужды профессионалов частного сыска. Пока о существенном расширении полномочий детективов речи не идёт. Но вопрос допуска на рынок юридических лиц почти решён, а упрощение лицензирования — то, что профессионалы рынка обсуждают с государством прямо сейчас.

Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты говорит о том, что надо как раз упростить само получение лицензии или передать это саморегулируемым организациям. Когда

Только по официальным данным ежегодные потери российского бизнеса от экономических преступлений превышают 300 миллиардов рублей. Восстановить репутацию и продолжить дело предпринимателям всё чаще помогают частные сыщики. За последние два года их портфель заказов вырос, в среднем, на 30 процентов. И они надеются, что внимание государства этому росту не повредит.

"