Posted 8 августа 2019,, 13:19

Published 8 августа 2019,, 13:19

Modified 17 октября 2022,, 16:37

Updated 17 октября 2022,, 16:37

Электроплиты, батареи, пивоварни: что сегодня производят предприятия Роскосмоса?

8 августа 2019, 13:19
В состав Роскосмоса на сегодняшний входят 77 предприятий, которые занимаются изготовлением не только космической техники, но и более «приземлённой» продукции.

По данным «Новых Известий», в ассортимент изготавливаемого входят пивоварни, запорная арматура, всякого рода машинки, и даже бытовая плита «Мечта».

Кстати, на прошлой неделе глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин отчитывался президенту об успехах госкорпорации в первом полугодии 2019 года. И это, скорее всего, никакая не случайность. Потому что в прошлом году именно Роскосмос называли одним из главных нарушителей финансовой дисциплины.

Глава корпорации рассказал Путину о строительстве Национального космического центра за 25 млрд. рублей, который позволит оздоровить госкорпорацию в финансовом плане к 2024 году. Также речь шла об успехе коммерческих пусков.

Еще Дмитрий Рогозин посетовал на то, что предприятия загружены только на 40% — 50% от своей мощности, а заодно похвалился, что заводы обеспечивают нефтяников запорной, фонтанной арматурой и прочим.

Что говорят об ассортименте?

Ассортимент продукции действительно, довольно большой. Он представлен в специальной инфографике.

Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт считает, что традициями славится производство непрофильной продукции. Всё это пошло еще с времен СССР, когда процентов на 60 машиностроение было загружено военным заказом. Эксперта удивляет, что достаточно молодого для реформатора Дмитрия Рогозина тоже одолел «синдром Советского союза».

Независимый эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич говорит, что задачи Роскосмоса оговорены в законе о космической деятельности, а там нет ни запорного оборудования, ни тем более трамваев. Этой техникой и прочим, по его словам, можно заниматься дополнительно, но это никак не является профильной деятельностью.

— Если, например, у меня есть банк, в холле которого стоит аппарат по продаже кофе, я же не буду отчитываться о результатах продажи кофе, — говорит Лукашевич.

Он также добавляет, что деньги на непрофильную продукцию идут из бюджета, как и на основной вид деятельности. Но на выходе получается побочная, а значит, стоит проверять ГК на предмет нецелевого финансирования.

Интересно, а как бы отреагировали ведущие советские конструкторы и космонавты, узнав, что производят на таких предприятиях сейчас? Представить это, наверное, сложно.

Однако для самих предприятий такое производство — иной раз единственный способ выжить. По словам Вадима Лукашевича, если продукция соответствует уровню предприятия, если её производство идёт не в ущерб для основной продукции, то это совершенно нормально.

Загрузить предприятия задачами профильного космического производства не так-то уж и просто. Дело в том, что в России нет свободного космического рынка, а загружать предприятия может исключительно Роскосмос.

Нет никаких гарантий и того, что продукция, на которую так упирает Дмитрий Рогозин, обеспечит светлое будущее отечественной космонавтике. Ведь предприятия, занимающиеся каждое своим делом, оказываются эффективнее тех, которые берутся за всё «что подвернется под руку».

А пока средства федеральной космической программы дают предприятиям, выпускающим, в лучшем случае, оборудование для нефтяной отрасли. Это совсем, как в советское время, когда заводы вынужденно выпускали ширпотреб, и выживали за счет пресловутой конверсии.

Ситуацию, обрисованную Рогозиным, можно было бы назвать своеобразным пиаром Роскосмоса, но по мнению экспертов, это вряд ли удачная мысль.

"