Posted 2 ноября 2011,, 04:41
Published 2 ноября 2011,, 04:41
Modified 11 ноября 2022,, 16:49
Updated 11 ноября 2022,, 16:49
В адрес Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области продолжают поступать обращения граждан на нарушения в сфере защиты прав потребителей. Обращения потребителей свидетельствуют о проблемных вопросах, возникающих при намерении потребителя возвратить товар продавцу без упаковки или с нарушенной упаковкой. Вопросы возникают как при возврате товара надлежащего качества, так и ненадлежащего качества.
В соответствии со ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе, в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Однако обмен или возврат товара производится, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. И за исключением тех товаров, которые включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.01.98г. № 55.
В случае обнаружения в товаре недостатков, в соответствии со ст. 503 Гражданского Кодекса РФ и п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, которому был продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить любое требование из предусмотренных в данных статьях:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы за товар.
В этом случае целостность упаковки значения не имеет. Потребитель приобретал у продавца не упаковку, а товар, который оказался ненадлежащего качества. Более того, не нарушив целостность упаковки (если товар упакован), проверить соответствие товара целям, для которых он приобретался, невозможно. Поэтому требования продавца о возврате товара только в упаковке безосновательны и неправомерны.
В случае нарушения целостности упаковки товара покупателем в торговом зале предприятия следует иметь ввиду, что, в соответствии со ст.493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в подлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Статьей 459 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Таким образом, при случайном повреждении товара покупателем в торговом зале магазина до его оплаты и передачи его покупателю, он не должен возмещать продавцу ущерб.
При необходимости получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей помимо Управления Роспотребнадзора можно обратиться в консультационный центр, созданный при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области», который оказывает консультационную помощь населению (тел.33-35-41).