Posted 27 октября 2017,, 08:03

Published 27 октября 2017,, 08:03

Modified 17 октября 2022,, 16:00

Updated 17 октября 2022,, 16:00

"Факел над бездной" - конец всему революционному мифотворчеству?

27 октября 2017, 08:03
В канун 100-летия революции вышла книга известного оренбургского историка Дмитрия Сафонова. В ней он старается отделить правду от вымыслов и "фейков" советской поры.

Оренбургским коммунистам в последнее время не везёт. То областное законодательное собрание откажется поддержать проект их пафосного обращения к народу по поводу "великого октября". То вдруг местные журналисты повытаскивают исторические факты не белого, а совсем наоборот - красного террора.

Но главное, - за последнее десятилетие вышел ряд документально-исторических книг, фактически доказывающих вопиющую несправедливость при принудительном насаждении советской власти на территории Оренбургской губернии. В 2008-м это был "Последний приют атамана Дутова" (о судьбах оренбургских казаков), в 2013-м - "Чаша терпения переполнилась" (о жестоко подавленном крестьянском восстании в Орском уезде - нынешнем Кувандыкском районе). Осенью 2017-го из печати вышла книга "Факел над бездной", глубокое научное исследование доктора исторических наук профессора Дмитрия Сафонова.

"Факел" стал самым болезненным ударом по репутации большевиков, до сих пор доказывающих своё понимание хода истории. Дмитрий Сафонов собрал воедино документы, развенчивающие самые разные мифы советской поры. После сопоставления приказов, отчётов и воспоминаний белых и красных становится понятно, что фактически советскую власть в Оренбуржье устанавливали пришлые люди, используя при этом самые жестокие методы. А местное население поначалу терпеливо переносило эту бессмысленную жестокость, а уж потом начинало сопротивляться.

Однако развенчивая миф о "зверствах казаков", Сафонов стремится объективно рассматривать реалии гражданской войны, а потому показывает примеры жестокости с обеих сторон. И такому взгляду веришь больше, чем даже учебникам истории, так как в книге приводится масса исторических документов, писем, воспоминаний.

Кстати, как раз воспоминаниям, опубликованным через десятилетия после событий, историк не рекомендует верить на слово. Свидетели событий, спустя годы, стремились приукрасить подвиги погибших товарищей и очернить врагов. Таким образом в советской литературе, журналистике и даже истории возникали устойчивые мифы.

Известный оренбургский депутат заксоба от КПРФ Владимир Новиков не раз, в том числе в печати, упоминал о страшной гибели семьи оренбургского комиссара юстиции Михаила Бурзянцева. Владимир Иванович в своих интервью живописно рассказывал, как самого Бурзянцева казаки зарубили шашками. А его 19-летнюю беременную жену Марию поместили в тюрьму, чтобы дождаться, когда она родит и наколоть ребёнка на штык.

Но когда у депутата поинтересовались, откуда он взял эту страшную историю, оказалось - из художественного рассказа советской писательница Лидии Сейфуллиной, чьи родственники пострадали в гражданской войне от казаков атамана Дутова.

В действительности же чету Бурзянцевых, укрывавшихся у родни в своём селе, нашли и выдали властям их соседи-казаки. Сам комиссар, до тех пор выносивший смертные приговоры другим, был расстрелян. А его жену как раз атаман Дутов и помиловал, разрешив родить ребёнка в тюремной больнице. Вероятно, при родах она и умерла. Документы приводятся. В каком горячечном большевистском бреду возник ребёнок на штыке, - остаётся загадкой. Как и множество других самых разных революционных мифов, активно поддерживаемых бывшими советскими историками вплоть до 2000-х годов.

Впрочем, Дмитрий Сафонов не считает себя истиной в последней инстанции. К тому же множество фактов даже в документах той поры однобоки и не имеют подтверждения с противоположной стороны. Однако весь этот пласт информации, что был собран оренбургским историком за несколько последних десятилетий, уже сейчас способен совершить переворот в осознании того, что случилось в Оренбуржье ровно столетие назад.

А уж как назвать то событие - Великой Октябрьской социалистической революцией или большевистским государственным переворотом, совершённым на деньги правительства Германии, с которой в это время шла война, - каждый решит для себя сам.