Posted 21 ноября 2017, 18:19
Published 21 ноября 2017, 18:19
Modified 1 декабря, 07:50
Updated 1 декабря, 07:50
Что официально известно о загрязнении?
На конец дня 21 ноября средства массовой информации оперируют главным документом, доказывающим факт выброса радиоактивного изотопа рутения близ посёлков Аргаяш, Новогорный и Худайбердино Челябинской области - сообщением Росгидромета "Об аварийном, экстремально высоком и высоком загрязнении окружающей среды на территории Российской Федерации в период с 6 по 13 октября 2017 года". Именно из этого документа следует, что пробы воздуха у села Аргаяш 26 сентября этого года показали превышение фонового количества изотопа рутения-106 в воздухе в 986 раз, а у посёлка Новогорный - в 440 раз.
Какова доза заражения?
Из того же документа приводятся и цифры радиоактивного загрязнения рутением-106: 0,0761 беккерель (Бк) радиоактивности на 1 кубометр исследуемого воздуха у Аргаяша и 0,0532 Бк у Новогорного.
Насколько это опасно?
А вот тут начинается самое интересное. За сенсационными цифрами гигантских превышений концентраций рутения-106 в воздухе скрываются самые безобидные факты. Поясним.
Из школьного курса физики всем должно быть известно, что в природе всегда присутствует радиация - естественный фон. Его дают природные изотопы углерод-12 и калий-40. Именно на последний приходится основная доза естественного облучения человека в течение жизни.
Калий-40 присутствует во всех продуктах биологического происхождения - от палки колбасы до кукурузной каши. Какова же естественная (а значит, совершенно безопасная для организма) радиоактивность привычных нам продуктов?
В килограмме обычных бананов содержится примерное 2 грамма калия, в том числе и его изотопа калия-40, который даёт фон в 130 беккерелей. Кило картошки "фонит" сильнее - 170 Бк. Бобовые - горох, фасоль - отличаются фоном в 250 Бк. Порошок какао, очень богатый калием, как и сублимированный (растворимый) кофе "выдаёт" и вовсе до 900 беккерелей на килограмм. Повторимся ещё раз - это ЕСТЕСТВЕННЫЙ фон, то с чем мы сталкиваемся каждый день и что гарантированно не наносит вреда нашему здоровью. Кстати, в научных кругах даже есть такой неофициально-полушутливый термин: "банановый эквивалент радиации". То есть дозу излучения сравнивают с количеством съеденных бананов. Так, простейший рентгеновский снимок у зубного врача равен по поглощённой радиации примерно 60 килограммам скушанного продукта.
Так что же с выбросом под Челябинском?
Вернёмся к официальным цифрам Росгидромета и Росатома. Под Аргаяшем активность изотопа рутения-106 на самом пике была, повторимся, 0,0761 Бк/куб.м воздуха. То есть фон от килограмма обычной картошки в 2200 раз выше, чем фон от кубометра аргаяшского воздуха. Бананы "фонят" в 1700 раз сильнее.
Аргаяшская доза в 59 раз ниже, чем та, которую вы получаете каждое утро, выпивая чашку растворимого кофе. И почти в 900 тысяч раз ниже, чем порция излучения, которую "впитает" тело человека при прохождении банальной процедуры флюорографии.
Таким образом становится совершенно очевидно - столь ничтожные дозы рутения никак не могут представлять даже теоретически опасность для оренбуржцев (и не только для них). В конце-концов, при таком уровне радиофобии (боязни облучиться) нужно напрочь отказаться от картофеля, бананов, кофе и какао, не есть бобы и мясо (в килограмме "Краковской", кстати, до 200 беккерелей) и пить только кипячёную воду.
Впрочем, при такой диете куда больше шансов умереть от истощения, чем от лучевой болезни.
Выводы.
Тем не менее, несмотря на безопасность для здоровья, челябинский выброс всё-таки имел место. Кто-то всё-таки допустил пусть и крайне незначительную, ничтожную и почти незаметную - но утечку радиоактивного металла. И вот на этот вопрос власти должны найти ответ.
Изотоп рутения-106 используется в батареях военных спутников, и возможно, что над Челябинской областью упал один из них, оставил след загрязнения.
Ещё более опасна версия кражи металла: изотоп используется в медицинских установках для лечения раковых опухолей глаза. Не исключено, что кто-то украл контейнер с металлом и вытаскивал излучатель из защитного кожуха. Правда, в этом случае похитителя на момент выхода этой публикации уже, скорее всего нет в живых из-за огромной дозы излучения, которую он неизбежно бы получил. Но тем не менее это уже задача правоохранителей и атомщиков - найти и рассказать общественности истинные причины скандального челябинского происшествия.