Posted 16 октября 2017,, 08:40

Published 16 октября 2017,, 08:40

Modified 17 октября 2022,, 15:59

Updated 17 октября 2022,, 15:59

Кладбище древних драконов

16 октября 2017, 08:40
30 лет назад погиб палеонтолог Владимир Гаряинов, нашедший в Беляевском районе Оренбуржья окаменелые кости неизвестных животных.

Для российской науки 1987 год стал по-настоящему трагическим. В нелепой автокатастрофе, в Беляевском районе Оренбургской области трагически погиб замечательный ученый из Саратовского университета, геолог, палеонтолог Владимир Александрович Гаряинов. На Гирьяльской горе, над автотрассой «Оренбург – Орск», стоит памятник, установленный ему благодарными жителями Беляевского района. Знак в благодарность за то, что более 20 лет Владимир Александрович изучал недра Оренбургского края, раскрыл множество тайн прошлого нашей земли, был истинным исследователем и прекрасным человеком.

Древнее динозавров

Невероятно жаркое лето 1953 вошло в историю мировой палеонтологии. Именно тогда совсем еще молоденький ученый, геолог из Саратовского университета Володя Гаряинов, изнемогая от зноя, брёл по степи близ станицы Рассыпной Илекского района. Он поставил для себя задачу на сегодняшний день и твердо был намерен ее выполнить: пройти вдоль осыпей балки под названием Маячная. Она имела обрывистые берега и напоминала небольшой каньон. Володя был уверен, что в обнажениях пород, подмытых вешними водами, он сможет найти то, что ему так необходимо – останки доисторических животных. Эту уверенность ему придавали красноцветные глины с линзами зеленоватых песчаников, просматривающиеся на стенках оврагов. Именно в таких отложениях часто ученым удавалось найти кости доисторических животных.

Легкий ветерок не приносил облегчения от духоты. Он только накидывал густые ароматы цветущих вокруг трав, особенно подмаренника и шалфея. Володя брел по дну балки не торопясь, внимательно вглядываясь в склоны и обломки породы под ногами.

Но вот его внимание привлек один камешек. Чутье палеонтолога не подвело. В руках Гаряинов держал обломок окаменевшей косточки, который принесла сюда вода. А значит, где-то выше должны ждать новые находки. Воодушевленный ученый стал еще более тщательно обследовать урочище и вдруг, перед самым его лицом, возникла торчащая из обрыва челюсть с огромными, загнутыми внутрь зубами красного, от въевшегося за миллионы лет оксида железа, цвета. После кропотливой работы раскопочным ножом, на свет появились и другие части древнего чудища: позвонки, кости конечностей. Это был почти полный двухметровый скелет псевдозухии - ящера, жившего в триасовом периоде, около 200 миллионов лет назад. Псевдозухии были несколько похожи на крокодилов и именно от них впоследствии произошли и динозавры, и птицы, и крокодилы. Но главное - они жили намного раньше динозавров, за 30-35 миллионов лет до Юрского периода, так хорошо показанного в одноимённых голливудских фильмах.

Тайна пылающих холмов

Находка Гаряинова вызвала настоящий ажиотаж среди палеонтологов. В СССР это была первая находка такого почти полностью сохранившегося скелета псевдозухии. И, что было еще более важным, рядом с найденным ящером ученый обнаружил еще множество выглядывающих из породы костей. Для того, чтобы их извлечь, требовалось много времени и рабочей силы. Ни того, ни другого у Владимира не было. Так, что дальнейшие раскопки пришлось отложить. Но нельзя было оставлять их и до следующего полевого сезона. Ведь полые воды грядущей весны могли безвозвратно уничтожить костеносный слой в обрыве балки. О своей находке и о необходимости срочно продолжить работы под станицей Рассыпной Володя написал письмо легендарному палеонтологу и писателю-фантасту Ивану Ефремову.

Ефремов был впечатлён и, несмотря на то, что к тому времени уже ударили морозы и выпал снег, прислал в Саратовский университет лучшего своего ученика и последователя, очень известного палеонтолога Бориса Вьюшкова и опытнейшего раскопщика Алексея Преснякова для экстренной организации новой экспедиции в Оренбуржье. Кроме них в экспедиционную группу, конечно же, вошел сам Владимир Гаряинов и один из лучших студентов университета Виталий Очев. Именно Очев через два десятилетия, уже будучи доктором наук и профессором, описал ту интереснейшую оренбургскую эпопею по поиску древних ящеров в своей книге «Тайны пылающих холмов».

Четверка ученых вновь объявилась в Рассыпной когда был уже конец ноября. Над степью властвовала зима, стояли морозы, но снега было еще немного. Когда Владимир Гаряинов показал товарищам место будущего раскопа, они приуныли. Выяснилось, что над россыпью костей лежит слой породы в два десятка кубометров, которую нужно удалить вручную. Что делать? В морозную погоду вчетвером такую работу не осилить. Неожиданная помощь пришла от местных школьников. Когда мальчишки узнали, что рядом с их станицей ученые нашли древних ящеров, то на раскоп после уроков заявилась с лопатами целая орава казачат. Попутно с работой слушая увлекательные рассказы Вьюшкова о жизни на Земле в труднообозримо далекие времена, пацаны быстро и ловко орудовали лопатами и с нетерпением ждали появления из под земли диковинных животных. И через три дня они появились. Кости рептилий и зубастые черепа стали появляться одна за одной. Их с крайней осторожностью откапывали специальными ножами и осторожно упаковывали в вату. Мальчишкам теперь осталась роль наблюдателей. Ученые поняли, что раскопали сразу нескольких ящеров. А в станице только и было разговоров среди казаков, что в балке нашли «крокодиловы мощи».

Бесценные находки ученые вывозили из Рассыпной на двух подводах. От станицы до железнодорожной станции Платовка расстояние немалое, около 50 километров. Пробивались через снежные заносы с трудом, но все закончилось успешно. Окаменевших ящеров отправили железной дорогой прямиком в Москву, в Палеонтологический музей СССР.

У «великолепной четверки» молодых палеонтологов отлегло от сердца. Зимние раскопки были трудными, но очень успешными. Залежам древних костей больше не угрожала гибель. Но работы показали, что из Маячной балки извлечена только очень небольшая толика останков. И в будущем году предстоит работу продолжить.

Всю зиму они кропотливо работали со своими находками. Очищали их, совмещали обломки костей, пропитывали специальным скрепляющим раствором. И, конечно же, мечтали вернуться летом в Оренбургские степи.

Найденный Владимиром Гаряиновым под Рассыпной костеносный слой оказался очень богатым. И в 1954 году Борис Вьюшков организовал здесь полномасштабные генеральные раскопки. Это была уже крупная экспедиция. Теперь, чтобы добраться до ящеров, нужно было удалить с поверхности большую толщу земли. Вьюшков решился применить для этого бульдозер. Это очень ускорило и упростило работу. Когда пустая порода была удалена, ученые ахнули. Костей оказалось великое множество. Верхний их слой состоял из разрозненных косточек и их обломков, а ниже пошли почти целые скелеты псевдозухий. Встречались, также, и кости современников псевдозухий , огромных земноводных – лабиринтодонтов. Участвовать в раскопках Вьюшков пригласил и своих прошлогодних друзей – рассыпнинских школьников. Один из мальчишек первым наткнулся на великолепно сохранившийся скелет лабиринтодонта, который и сегодня выставлен в Палеонтологическом музее в Москве. Палеонтологи найденные скелеты вырубали в виде монолитов, месте с породой. Потом эти каменные монолиты, доходившие до тонны весом, обшивали досками, грузили на полуторки и увозили на железнодорожную станцию.

Опалённые солнцем

К раскопу часто приходили любопытные казаки из станицы. Видя, каких зубастых чудищ поднимают из под земли ученые, они охали от удивления и спрашивали когда и почему погибли здесь эти диковинные крокодилы. Словоохотливый Борис Вьюшков раз за разом рассказывал им, что 200 миллионов лет назад эти места выглядели совсем иначе. На северо-востоке вздымались в небо высокие тогда, молодые Уральские горы со снежными вершинами. А здесь, вместо сегодняшней холмистой степи лежала плоская влажная равнина, покрытая озерами, на берегах которых рос странный лес из невысоких полутораметровых деревьев. Под их сенью бродили, прыгали, ползали крупные земноводные и рептилии. И не было в том лесу страшнее хищника, чем двухметровый эритрозух. Гиганты вели полуводный образ жизни. Берега рек и озер были в полной их власти. Но после сезона дождей в доисторическом влажном лесу наступала многомесячная засуха. Площадь озер сокращалась. Некоторые пересыхали вовсе. И вот в один из особенно засушливых годов, во всей округе не осталось ни одного озерка, кроме единственной небольшой лужи. В ней собрались десятки рептилий - эритрозухов и земноводных - лабиринтодонтов. Но дождя они так и не дождались. Лужа высохла. Ящеры остались лежать сплошным слоем на засохшей грязи. Когда же пришел очередной влажный сезон, ил и песок, принесенные наводнением, покрыли это кладбище доисторических животных толстым слоем на многие миллионы лет, пока уже в наше время не прорезала эту древнюю толщу балка Маячная. И пока не решил ее обследовать молодой геолог Володя Гаряинов.

"