Posted 26 ноября 2017,, 07:37

Published 26 ноября 2017,, 07:37

Modified 17 октября 2022,, 16:02

Updated 17 октября 2022,, 16:02

Летающие дроны доведут до тюрьмы

26 ноября 2017, 07:37
Эксперты УФСИН предложили ввести жесткие санкции за нелегальное использование беспилотных летательных аппаратов, вплоть до уголовной ответственности. Возможности же легального использования беспилотников ограничить, пишет «РГ». Такая идея прозвучала на международном пенитенциарном форуме, который завершился в Рязани.

Криминальный полёт

В Российской Федерации стремительно растёт число беспилотных летательных аппаратов в свободном использовании. Так, только за прошлый год через официальные магазины продано в 9 раз больше дронов, чем в 2015-м (и это, не считая неофициально ввезённых машин). По оценкам экспертов, сейчас в частном пользовании в России находится более 30 тысяч беспилотников, и их число будет постоянно расти.

Служба исполнения наказания недаром первой забила тревогу. Именно в тюремном ведомстве отмечают, что сегодня всё чаще с помощью дронов в места заключения доставляют наркотики и мобильные телефоны. За два года таких случаев стало в 3 раза больше. Между тем пока нет должного правового регламента приобретения и использования беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Российской Федерации: любой может купить дрон и летать где ему вздумается.

Бесполётная зона

Напомним, ещё с марта прошлого года были приняты новые правила эксплуатации беспилотников: все аппараты массой от 250 граммов необходимо регистрировать. А 5 июля 2017-го вступили в силу изменения в Воздушный кодекс РФ, согласно которым все владельцы незарегистрированных беспилотных летательных аппаратов (дронов) могут быть оштрафованы.

Правда, правила, предназначенные навести порядок в сфере новой технологии, пока только осложняют жизнь авиамоделистам, фотографам и даже предпринимателям. Сегодня операторам беспилотников, не зарегистрировавшим свой коптер, грозят штрафы от двух до трёхсот тысяч рублей. В то же время внятной информации о процедуре регистрации пока нет. Вот и приходится сегодня запускать беспилотники на свой страх и риск.

Рисковать, впрочем, хотят далеко не все. Так, в прошлом году в оренбургском кружке авиамоделирования во Дворце юных техников «Прогресс» Оренбурга из-за путаницы в законодательстве отказались от некоторых соревнований - от греха подальше. В 2017-м пытались провести состязания в посёлке Кушкуль - там большая, удобная территория и вроде как полёты коптеров точно никому не помешают.

- Но, как только дети запустили первые беспилотники, на место приехали военные, рассказывает преподаватель кружка авиамоделирования Дворца юных техников Дмитрий Заикин.

Организаторов предупредили, что из-за запусков беспилотников на место вызвали группу быстрого реагирования и попросили участников уйти с военной территории.

- Когда появились люди в форме, у нас не осталось выхода, кроме как прервать состязания. Многие авиамоделисты - дети, мы боялись за них, - вспоминает Дмитрий.

Как выяснилось, эта территория принадлежала военным, и запуск дронов здесь запрещён, но узнали люди об этом только по факту.

Также был неприятный случай в День космонавтики. В Оренбурге, у памятника Гагарину клуб решил запустить в небо свой коптер с камерой, хотели запечатлеть праздник, как и в прошлом году. Площадка для взлёта была свободна от людей. Через несколько минут к организаторам подошли правоохранители и сказали, что если моделист не посадит коптер, то он будет изъят и отправлен на экспертизу в отделение Минтранса, откуда забрать его будет проблематично. Люди бы и рады по закону оформить свои небольшие летательные аппараты и согласовывать полёты, но в Минтрансе пока этим не занимаются, говорит авиамоделист.

Так на чьей стороне закон?

Также массу негативных эмоций, связанных с изменениями в Воздушном кодексе, испытывают фото- и видеооператоры, которые работают с беспилотниками. Ставят новшества в тупик и предпринимателей, которые планируют доставлять заказы с помощью квадрокоптеров.

- Действительно, в настоящее время тема беспилотников стала очень актуальной. Они теперь доступны всем желающим.

В настоящий момент беспилотные гражданские воздушные суда массой свыше 30 килограммов подлежат обязательной государственной регистрации, а с массой от 0,25 до 30 килограммов подлежат постановке на учет.

Всё это необходимо,чтобы идентифицировать владельца беспилотного воздушного судна и с этой точки зрения вполне обоснованы. Однако считаю, что опасность использования отдельными лицами беспилотников для совершения противоправных действий не должна быть поводом для чрезмерного ограничения прав всех остальных законопослушных граждан, - считает оренбургский адвокат Сергей Ивлев.

Нужно понимать, что беспилотники - это средство в руках злоумышленников. Известны случаи, когда террористы использовали в качестве оружия совершенно обычные предметы: кухонные и канцелярские ножи, автомобили и так далее. Однако было бы абсурдом запрещать или ограничивать оборот таких вещей. Считаю, что чрезмерные запреты определенно нарушат права всех остальных граждан.

Тем не менее пока вокруг дронов образовался правовой вакуум. Зарегистрировать аппарат негде, а без регистрации летать нельзя. И формально любого владельца даже самого безобидного радиовертолётика или самолётика можно оштрафовать, как только он вытащит его на улице из коробки.

"