Posted 20 октября 2021,, 12:04

Published 20 октября 2021,, 12:04

Modified 17 октября 2022,, 17:33

Updated 17 октября 2022,, 17:33

Министр А. Самбурский запутанно ответил депутатам о приватизации «Коммунэлектросети»

20 октября 2021, 12:04
На прошедшем сегодня, 20 октября, заседании Законодательного Собрания Оренбургской области поднимался вопрос о возможной приватизации последнего крупного электросетевого предприятия области — ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть».

Напомним, 20 сентября этого года правительством Оренбургской области было опубликовано распоряжение № 2154 о приватизации ГУП «ОКЭС». Из логики распоряжения следует, что она будет происходить по той же самой схеме, что и приватизация ГУП «Аэропорт «Оренбург». Сначала ГУП преобразуют в акционерное общество, 100% акций которого будет приналежать области. Затем на аукционе акции будут проданы в частные руки. Реализация этого постановления уже началась — в налоговые органы поступило заявление по форме Р12003 о начале акционирования.

Однако вскоре прокуратура Оренбургской области потребовала признать незаконным данное распоряжение о приватизации. крупнейшего электросетевого предприятия, находящегося в собственности Оренбуржья — ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» (ОКЭС). Правоохранителей, в частности, насторожил тот факт, что перед стартом процедуры приватизации не была проведена экспертиза влияния приватизации столь крупного инфраструктурного предприятия на изменения и последствия для конкретных отраслей экономики региона. Кроме того, нет и самого обоснования необходимости приватизации этого предприятия. Оно сегодня прибыльное, стабильно работающее и не испытывающее нареканий со стороны лицензионных и контрольно-ревизионных органов.

На Законодательном Собрании, выступая перед депутатами, министр природных ресурсов Оренбургской области Александр Самбурский, объясняя необходимость приватизации, сообщил:

— ГУП — это пережиток прошлого. В данном случае приватизация это акционирование. Фактически компания останется в собственности области.

Однако некоторые оппозиционные депутаты насторожились. Так, в ответе министра явное противоречие: ПРИВАТИЗАЦИЯ — процесс передачи объектов государственной или муниципальной собственности в коллективную или частную. То есть — фактически продажа в частные руки. А акционирование — это преобразование формы собственности в акционерное общество путём эмиссии акций.

В распоряжения Минприроды области № 2154-р от 20.09.2021, которое и оспаривает прокуратура, чётко указано — ПРИВАТИЗИРОВАТЬ предприятие. То есть — продать. И акционирование — лишь инструмент в данном случае, а не конечная цель.

Довольно странным выглядит утверждение и о том, что ГУПы — пережиток прошлого». Да, действительно — закон, принятый в 2018 году, предписывает запретить работу ГУПов и МУПов до 1 января 2025 года на конкурентных рынках.То есть на тех, где могут работать несколько частных предприятий и выполнять те же функции, конкурируя друг с другом. Типичный пример — МУПы пассажирского транспорта: на маршрутах может работать как «частник», так и «муниципал».

Однако в законе особо выделено, что запрет ГУПов не касается предприятий, обслуживающих инфраструктурные объекты естественных монополий. Электросети — в их числе. Что, в общем, логично: у нас к домам подведён только один электрокабель, и мы не можем выбирать сеть, откуда получаем энергию.

Так что ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» как раз и не нужно обязательно ликвидировать к 2025 году. Вполне есть шанс такую форму собственности сохранить.

Более того, совершенно логично выглядит требование прокуратуры перед приватизацией такого большого и инфраструктурно важного объекта провести экспертную оценка как необходимости данной приватизации, так и её последствий. Нужен качественный аудит и риск-консалтинг.

Но депутаты посчитали иначе и протест прокурора отклонили. Тем самым дав «зелёный свет» распоряжению Минприроды.

Теперь прокуратура области может подать в суд и уже там добиваться отмены решения о приватизации ГУП «Коммунэлектросеть».

"