Posted 20 августа 2021,, 17:55

Published 20 августа 2021,, 17:55

Modified 17 октября 2022,, 17:16

Updated 17 октября 2022,, 17:16

В России экологические штрафы почти не направляют на восстановление природы

20 августа 2021, 17:55
В Российской Федерации надзорные органы предоставляют различные сведения о причиненном ущербе от последствий техногенных катастроф. Специалисты выступили с инициативой унифицировать штрафы в данном сегменте.

Например, в Новороссийском порту произошел выброс нефти из-за поломки аппаратуры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Средства массовой информации опубликовали сведения о загрязнении на 200 кв. м. Эксперты Института космических исследований Российской академии наук данное заявление назвали ложным. В доказательство своей правоты ученые предоставили снимки со спутника. На изображениях видно, что зона загрязнения оказалась больше в 400 000 раз. Об этом пишет newizv.ru.

По словам топ-менеджеров Каспийского трубопроводного консорциума, разлилось 10 тонн горючего. Снимки со спутника говорят о 5 000 тоннах. Росприроднадзор провел собственную проверку. При этом в оценках различных органов сумма причиненного ущерба варьировалась от нескольких сотен тысяч до пяти миллиардов рублей.

Член-корреспондент Российской академии естественных наук (РАЕН), заслуженный работник рыбного хозяйства России Александр Белоусов считает, что сегодня власти серьезно относятся к оценке ущерба окружающей среды. Однако существует проблема подсчетов, которые предоставляют различные органы. В итоге коммерсанты приходят к выводу, что штрафы идут не на восстановление экологии, а являются предлогом для отъема бизнеса. Вместе с тем штрафные санкции носят нецелевой характер — лишь 2% от суммы идет на проекты, которые касаются природы.

Кроме того, в РФ отсутствует качественная судебно-экологическая экспертиза. Последняя позволит избавиться от разночтений при разрешении споров об экологическом ущербе.

Как следствие, предприятия занижают ущерб. Способствуют этому государственные структуры и региональные власти. Они рассматривают экологическую катастрофу как шанс пополнить казну. Чиновники прибавляют к ущербу упущенную выгоду и недополученную прибыль. На бумаге это выражается в гибели природы, хотя ее в данной конкретной местности никогда в таком количестве и не было.

В качестве примера можно привести иск Росрыболовства к «Норникелю». В той ситуации физический ущерб озеру Пясино оценили в 8,89 тыс. тонн водных биологических ресурсов.

Белоусов сравнил эти цифры с потерями Обь-Иртышского бассейна из-за возведения порта Сабетта. Но, соотнеся размеры данных водоемов, можно увидеть, что в Пясино нет столько рыбы, как насчитали в Росрыболовстве.

В нынешнем мире техногенные катастрофы остаются неизбежным фактором. По причине спекуляций на оценке ущерба создается неблагоприятный климат для делового сообщества и населения в целом. Предпринимателям приходится прибегать к серым схемам либо полностью выходить из-под отечественной юрисдикции.

"