Posted 16 января 2020,, 05:32

Published 16 января 2020,, 05:32

Modified 17 октября 2022,, 16:34

Updated 17 октября 2022,, 16:34

Политолог Галина Шешукова: «В Оренбуржье нет сильных оппозиционных кандидатов»

Политолог Галина Шешукова: «В Оренбуржье нет сильных оппозиционных кандидатов»

16 января 2020, 05:32
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Вчерашнее послание президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию и последовавшая отставка правительства стали настоящими политическими сенсациями. В телеграм-каналах и соцсетях известных политэкспертов наперебой стали появляться прогнозы о выборах в Госдуму, причём — по новым правилам.

Глава государства чётко дал понять в своём послании: российский парламент должен усилить своё политическое влияние и фактически формировать правительство страны. А это означает усиление роли депутатов и ужесточение борьбы за кресла в Государственной Думе. Причём масла в огонь может подлить нововведение, которое предлагается вот уже не первый год: увеличить на выборах число мажоритарных округов, а вот количество мандатов по партийным спискам — сократить или даже убрать совсем.

Сегодня в Российской Федерации 450 депутатов Госдумы избираются по смешаннной системе. 225 человек — напрямую, то есть это конкретные люди, которые работают в конкретных округах и именно за них отдают голоса избиратели.

В Оренбургской области депутаты-"мажоритарщики» — все «единороссы». От запада региона это Игорь Сухарев, от центра — Юрий Мищеряков и от востока — Виктор Заварзин.

Ещё 225 депутатов избираются по партийным спискам. Люди голосуют за партию, и чем больше голосов она наберёт, тем большее количество депутатов от неё окажется в Думе. Полноценным «списочником» от Оренбургской области стал только оппозиционер Сергей Катасонов (фракция ЛДПР). Ещё пять депутатов от «Единой России» прошли по объединённым спискам Самарской, Оренбургской и Ульяновской областей. Плюс один народный избранник от КПРФ, Леонид Калашников, прошёл по объединённым спискам Самарской и Оренбургской областей.

Списочная система выборов вызывает много вопросов как у экспертов, так и у самих граждан. Одно дело чётко видеть, за кого ты голосуешь. И совсем другое — отдавать голос за партию, который потом зачтётся человеку, который и в твоём регионе-то никогда не бывал.

Как пример — КПРФ. С 1993 по 2016 годы голоса оренбуржцев уходили для избрания в Думу коммуниста Валентина Чикина. Но за все 23 года депутатства он ни разу даже не посетил нашу область. Тем не менее КПРФ включала его в партийные списки — и шесть раз подряд он «въезжал» в парламент благодаря голосам оренбуржцев.

Аналогичная ситуация и с Леонидом Калашниковым, который вроде как тоже был избран для отстаивания интересов Оренбуржья в парламенте. Но с 2016 года его в наших краях так никто и не видел.

Отмена «списочников», а вместо этого увеличение числа депутатов-"окружников» на важнейших выборах в Госдуму в 2021 году кажется логичным шагом, но в итоге может привести к поражению оппозиции, считает доктор политических наук, руководитель оренбургского социологического центра «Общественное мнение» Галина Шешукова:

— В Оренбургской области нет сильных политических деятелей от оппозиции, которые безусловно могли бы претендовать на победу в одномандатных округах. Поэтому если всё-таки число «списочников» на новых выборах будет уменьшено в пользу мажоритарщиков (а не исключено, что это произойдёт), то ещё большой вопрос, выиграет оппозиция от этого или нет. Да, у нас традиционно высок процент тех, кто голосует за КПРФ. Но отдадут ли эти люди голоса за Максима Амелина? Хорошие результаты показала ЛДПР, однако ведь Сергей Катасонов не рискнул идти по одномандатному округу.

Политолог уверена, что в свете обозначенных изменений политического ландшафта выборы в Госдуму принесут немало сюрпризов. Состав парламента обновится кардинально, и многих «патриархов» от власти мы в здании на Охотном ряду столицы больше не увидим.

Любопытные данные на этот счёт приводят эксперты Клуба депутатов. В недавно выпущенном ими рейтинге переизбираемости два депутата от Оренбуржья — Юрий Мищеряков и Виктор Заварзин оказались в высокой зоне риска потерять места в ГД.

Игорь Сухарев — в средней зоне риска, с общей оценкой «на троечку».

Конечно, до выборов ещё полтора года, и теоретически есть ещё время проявить себя. Но в любом случае это потребует огромного напряжения сил и аккумулирования ресурсов.

Другой вопрос, есть ли и первое, и второе у нынешних политических фаворитов от Оренбуржья, и насколько грамотно удастся ими распорядиться.

"