Posted 9 мая 2019,, 03:39

Published 9 мая 2019,, 03:39

Modified 17 октября 2022,, 16:38

Updated 17 октября 2022,, 16:38

Как главы регионов сдерживают свои предвыборные обещания

9 мая 2019, 03:39
Одни задерживаются на губернаторской должности, а другие уходят. Но что хорошего они сделали в своем регионе? Какую память о себе оставили? Как оценить итоги их работы?

Внести ясность решил президент РФ Владимир Путин. Он подписал указ, в котором содержится 15 критериев оценки работы глав регионов, это:

  1. Уровень доверия к власти.
  2. Количество высокопроизводительных мест во внебюджетном секторе.
  3. Численность СМП и индивидуальных предпринимателей.
  4. Производительность труда в несырьевых секторах.
  5. Уровень реальной зарплаты.
  6. Объем инвестиций в основной капитал (кроме федеральных проектов).
  7. Уровень бедности.
  8. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
  9. Естественный прирост населения.
  10. Количество семей, улучшивших жилищные условия.
  11. Уровень доступности жилья.
  12. Доля городов с благоприятной средой.
  13. Качество окружающей среды.
  14. Уровень образования.
  15. Доля автомобильных дорог, соответствующих нормативам.

Когда появятся результаты этого «критичного» подхода — неизвестно. Все дело в отсутствии четких методик оценки. Их даже еще не придумали, равно, как и наказания за безынициативность. Да и по мотивации губернаторов до сих пор остается множество вопросов.

— На мой взгляд — это диагностическая вещь, а не для того, чтобы их поймать за руку, уличить в неэффективности и публично наказать, — считает политолог Александр Асафов.

Невыполненные обещания губернаторов приводят "Новые Известия". Давали их люди, победившие на выборах осенью 2018 года. И, как оказалось, многое из сказанного было просто для "красного словца", и и не больше.

— Время изменилось, поэтому те, кто идёт на выборы, стараются не произносить необдуманных речей. Интернет помнит всё, за эти вещи приходится отчитываться. Но Некоторые представители власти действуют по старинке, как Жириновский, который обещал «каждой бабе по мужику» или «вымыть сапоги в Индийском океане, — объясняет причину политолог.

На этом скорбном фоне выгодно отличаются губернаторы Магаданской, Московской и Псковской областей. В отличие от коллег, они постарались подкреплять свои слова реальными делами. Только дело тут отнюдь не в ответственности, а в тактике предвыборной гонки.

Например, Сергей Носов в Магаданской области вообще избегал обещаний. Андрей Воробьёв в Подмосковье ограничивался мелкими или малозначимыми. Андрей Травников в Новосибирской области - в общем-то, тоже. А Михаил Ведерников в Псковской области обещал только то, в чем был уверен на 100 процентов. Отсюда вывод: давать обещания и выполнять их — не одно и то же. Особенно если учесть менталитет российского избирателя.

Кнут или пряник - вот в чем вопрос. Потому и перспективы предъявляемых к губернаторам критериев туманны. Скорее, это вроде меча над головой: никогда не знаешь, когда рухнет.

Некоторые эксперты считают, что грешат этим исключительно оппозиционные силы:

Олег Матвейчев:

— Вообще власть старается выполнять обещания, которые даёт перед выборами и крайне негативно относится к популизму. Надо ввести закон против популизма, чтобы оппозиция не дурачила народ. Невыполненные обещания в основном от оппозиционных депутатов».

Есть и сторонники формулы «кнут» - «пряник».

Алексей Мухин, политолог:

«Традиции выполнения обещаний у нас есть. Вот только возможностей у губернаторов нет. Финансирование регионов запутано и не в пользу регионов. Невыполненные обещания — это политическое самоубийство. Не думаю, что верховные власти у нас похожи на самоубийц. Чтобы все обещания выполнялись нужен очень большой кнут и очень большой пряник: полноценное финансирование и уголовная ответственность с конфискацией имущества за невыполненную работу».

Но большинство специалистов, все же, выражают скептицизм.

Юлий Нисневич, политолог, доктор политических наук:

— Прежде всего, должны быть выборы, а не имитация выборов. Потому что, когда человеку нужно будет переизбираться, он будет серьёзнее относиться к обещаниям. А когда он понимает, что от того, выполнит он свои обещания или не выполнит, мало что зависит, он будет очень спокойно относиться к тому, что обещания свои не выполнил. Этим предлогом (15 показателями) возможно будет пользоваться для увольнения. Губернаторов. Этого я не исключаю. Другой вопрос, насколько это будет соответствовать реально тому, что их надо убирать. Возможно, это будет использоваться для внутренних разборок. Надо их пожалеть, потому что на губернаторов вешают кучу обязательств. Не всё, что от них требуют, они реально могут выполнить. Вот в чём серьёзная проблема. Вопрос, насколько они могут выполнить свои предвыборные обещания, мягко говоря, зависит не только от них.

Дмитрий Орешкин:

— В регионах на выполнение обещаний вообще не обращают внимания. Обращают внимание, когда пять тысяч рублей пенсионерам заплатили к Новому году перед выборами президента. Это люди заметили и были благодарны. А все эти слова, обещания «повысим долю чугуна и стали» никому не интересны. Губернаторы же чрезвычайно серьёзно к этому относятся. Только надо понимать, перед кем у них ответственность. Не перед избирателями, а перед вышестоящими руководителями.

"