Posted 5 февраля 2020,, 13:48
Published 5 февраля 2020,, 13:48
Modified 17 октября 2022,, 16:39
Updated 17 октября 2022,, 16:39
«Безопасные и качественные дороги»
Как пишут «Новые Известия», В 7 регионах России доля региональных дорог в хорошем состоянии за прошедшие 2 года снизилась. Например, в Пермском крае - с 61% до 47,9%, в Хабаровском крае – с 59% до 53,7%.
По состоянию на 27 июля 2019 года, самое худшее исполнение региональных дорожных проектов зафиксировано в Крыму (11%) и Приморском крае (49%).. Выполнение работ по укладке верхнего слоя асфальтобетона составляет в среднем по стране 30%. В 17 субъектах Российской Федерации – менее 10 %, в том числе менее 1% – в Чувашской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, Чукотском автономном округе, Амурской области.
Что касается безопасности, внимания ей уделяется мало. Оценка технического состояния дорог производится только по показателям ровности и наличия дефектов. В документе Счетной Палаты указано, что в 2017–2018 годах более 30% всех ДТП были связаны с нарушениями требований к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.
Скорее всего, к 2024 году 21 регион не достигнет запланированного показателя (50,9 %) по доле автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям. Хуже всего обстоят дела у Саратовская области, (24,7%), Архангельской с 29,1%, Тверской с 33,7% и Республики Марий Эл с 35,1 %.
«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
Счётная палата сравнила целевые показатели нацпроекта и Стратегии, и пришла к выводу, что они никак не связаны. Это всё равно, что отправить путешественников на восток, дав подробные указания похода на запад.
Не понятно, как влияют, и как оценивать влияние различных программ потому, что «Минэкономразвития России не выполнило поручение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам о включении в состав национального проекта МСП методики отраслевой оценки влияния реализации мероприятий федеральных проектов на численность занятых в МСП и вклад сектора МСП в ВВП».
Кроме того. не создан инструмент кредитования малого бизнеса под фактические 6,5% годовых. Можно рассчитывать лишь на 8,5%.
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Это один из самых дорогих нацпроектов. Он должен обеспечить страну магистралям всех типов: автомобильными дорогами, линиями электропередач, морскими путями. Из 38 показателей только 3 рассчитываются на основе данных, включенных в Федеральный план статистических работ.
Задача увеличения грузопотока до 80 млн тонн может быть не выполнена потому, что у перевозчиков нет ледокольного флота и не известно, когда он появится .
По «Северному морскому пути» должны перевозить 5 млн тонн нефти с Таймыра. Но сейчас только ведут геологоразведочные работы на участках месторождений на полуострове, и запасы ещё не известны. Кроме того, реконструкция объектов в порту Певек должна быть закончена в 2020 году. Но по другому нацпроекту порт Певек начнёт функционировать только в 2023 году
«Культура»
Что касается культуры, то рост числа показов спектаклей в 2014 – 2018 годах привёл к снижению среднего количества зрителей на каждом спектакле.
В нацпроекте много внимания уделено материальному оснащению школ искусств и обеспечению малых населённых пунктов объектами культуры, но всего этого недостаточно для развития.
Минкультуры представило свои отчёты о выполнении нацпроекта только по состоянию на 11 июля 2019 года. Нет документального подтверждения, что плановые значения нацпроекта в III квартале 2019 года были достигнуты.
«Наука»
В Счетной палате считают, что ряд показателей бесполезными. Нет понимания того, где и как привлекать необходимые средства, а самая большая проблема – невозможность удержать в России ведущих учёных и талантливую молодёжь, желающую построить карьеру в науке.
Задержка статистических показателей приводит к тому, что оценить реализацию национального проекта за 2019 год возможно только в 2021 году
«Образование»
В нацпроект изначально заложено невыполнение показателей. На 2018–2024 годы запланировано выполнение лишь 75 % показателей эффективности реализации программ развития ведущих университетов
Значительного роста расходов на образование в ближайшие пару лет не будет. Они будут на уровне 2015 – 2017 годов (3,6% ВВП).
Также нацпроект не обеспечивает должный уровень софинансирования расходных обязательств регионов.
«Производительность труда и поддержка занятости»
Здесь снова Счётная палата отмечает бесполезность поставленных показателей. Реализация нацпроекта пускается на самотёк: до конца 2024 года запланировано вовлечь в него 4,1 тыс. предприятий, самостоятельно (без помощи федеральных и региональных властей) внедряющих мероприятия национального проекта, что составляет 40,8 % от общего количества запланированных к вовлечению в национальный проект предприятий.
Многие контрольные точки не имеют сроков окончания. По состоянию на 1 октября 2019 года из 11 запланированных результатов были достигнуты только 6
«Экология»
Нацпроект провалился почти по всем направлениям. Не охвачены вопросы, связанные с изменением климата, утилизацией отходов производства, медицинских и биологических отходов, восстановлением качества почв, в том числе загрязненных нефтепродуктами, пестицидами и иными стойкими загрязнителями». Сохраняется риск невыполнения в полной мере субъектами РФ мероприятий по очистке сточных вод, поступающих в Байкал.
Мусорная проблема так и останется проблемой до 2024 года. В нацпроекте не учтены необходимые мероприятия, направленные на решение задачи по формированию комплексной системы обращения с ТКО. В 7 из 10 субъектов Российской Федерации, где остаточная емкость полигонов будет исчерпана в ближайшее время, критичная ситуация с местами захоронения отходов не изменится
Нацпроект не исправит ситуацию с загрязнением атмосферы. По итогам 2018 года высокий и очень высокий уровни загрязнения атмосферного воздуха наблюдаются в 46 городах.
Нацпроект предусматривает снижение на 22% только совокупного объёма выбросов и не учитывает превышение предельно допустимых концентраций отдельными веществами, определяющих качество воздуха. «Достижение цели проекта по кардинальному снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха маловероятно».
Сейчас видно, что в нацпроектах не согласованы цели, нет ключевых показателей и нормативной базы, а также отсутствует ответственность.