Posted 18 мая 2018,, 06:02

Published 18 мая 2018,, 06:02

Modified 17 октября 2022,, 16:10

Updated 17 октября 2022,, 16:10

Такси на тот свет. Подробности чудовищного ДТП на трассе Уфа - Оренбург

18 мая 2018, 06:02
Крупнейшей за минувшие годы стала авария, произошедшая вчера днём на 93-м километре трассы Уфа - Оренбург у села Толбазы Аургазинского района Башкирии. Шестеро погибших на месте - пятеро пассажиров и водитель, трое мужчин и три женщины. Причины страшного ДТП полиция выясняет до сих пор.

Хотя авария произошла на территории соседней республики, Оренбуржье имеет к ней непосредственное отношение. Водителем был житель нашего региона, который давно работал на маршруте, перевозя пассажиров из Оренбурга в Уфу и обратно. Своих клиентов он находил через соответствующую группу в социальной сети "ВКонтакте", но как таксист нигде зарегистрирован не был. Более того, погибшего водителя 12 раз штрафовали за превышение скорости, но он продолжал работать как нелегальный перевозчик.

Вчера, 17 мая, в районе обеда, в "Ларгус" нелегального извозчика в Уфе сели пятеро пассажиров - двое мужчин и три женщины. Четверым надо было попасть в Оренбург - они были уроженцами нашего города. Одной женщине требовалось доехать только до Кумертау.

Таксист выехал из столицы Башкирии и около двух часов дня, как уже было сказано, в Аургазинском районе попал в смертельное ДТП. Все находившиеся в "Ларгусе" погибли на месте, сама машина, как видно на фото, превратилась просто в груду покорёженного металла.

Вопросов в данном ЧП до сих пор остаётся больше, чем ответов. Те, кто часто путешествует в Уфу на автомобиле, наверняка помнят участок трассы близ крупного села Толбазы. Там отличная четырёхполосная дорога с великолепным асфальтом, встречные потоки разделены стальным отбойником. Движение в будний день в обед незначительное. Вторая полоса позволяет свободно маневрировать и объезжать любые препятствия и тихоходный транспорт. Однако водитель "Ларгуса" на огромной скорости умудрился влететь, не снижая скорости, в трактор "Джон Дир", который, по предварительным данным, спокойно ехал в крайней правой полосе в попутном направлении.

Главный вопрос - почему водитель не объехал тихоходный "Джон Дир" по левой полосе? Как видно на фото, места было более чем достаточно. Встречный транспорт помешать не мог в принципе, так как полосы разделены стальным отбойником. Но даже если допустить, что левая полоса была занята, почему тогда водитель не притормозил? Точных ответов пока нет - проводится экспертиза.

В социальных сетях высказываются предположения, что водитель просто уснул за рулём. Возможно, но маловероятно - ДТП произошло в яркий полдень. Хотя, конечно, не исключено, что таксист делал второй рейс после ночного и его просто "вырубило" от усталости.

Не исключается вариант, что шофёру стало плохо и он потерял контроль над управлением. Эта версия сейчас одна из основных, но точный ответ должны дать медэксперты.

В социальных сетях распространяется версия и внезапного выезда трактора на дорогу с обочины - якобы "Джон Дир", вылезая из канавы, сильно газанул и буквально выпрыгнул на асфальт перед летящим на бешеной скорости "Ларгусом". Версия тоже крайне маловероятная - никаких второстепенных съездов в районе аварии нет, но окончательно поставить точку сможет лишь анализ повреждений от удара.

Последствия этого ДТП с жутким исходом гораздо серьёзнее, чем просто личная человеческая трагедия. В очередной раз оно поднимает болезненную тему нелегального и неконтролируемого извоза. Тысячи "Ларгусов", легковушек и микроавтобусов перевозят ежедневно десятки тысяч оренбуржцев по области и за её пределы. И, по сути, масштабов этого теневого рынка не знает никто.

Сегодня не составляет никакого труда установить себе приложение поиска попутчиков на смартфон, забронировать место в такси с его помощью (или в группе в социальной сети), заплатить 650 рублей и уехать в Уфу. Ехать придётся на свой страх и риск: если, не дай бог, ДТП, то страховая компания с большой долей вероятности откажется выплатить сумму на лечение. Дело в том, что полис ОСАГО должен быть оформлен именно для автомобиля такси, но это почти втрое дороже, чем для личного пользования. И таксисты-нелегалы почти никогда его не оформляют как положено.

Если страховщик узнает, что водитель занимался нелегальным извозом (а в резонансном ДТП такой факт точно не утаишь), все пассажиры останутся без денег, выплат не будет.

Но и это ещё не все нюансы. Главная беда в том, что зачастую альтернативы нелегалам на дорогах области просто нет. Ситуация с Уфой, конечно, не показатель - с оренбургского автовокзала каждый час-полтора в столицу Башкирии уходят рейсовые автобусы (цена проезда, правда, на 15 - 20% выше, чем у таксистов, а едет автобус вдвое медленнее). Но главное - на уфимском направлении хотя бы есть альтернатива. А вот как быть жителям других территорий Оренбуржья, где муниципального автобусного движения нет в принципе? И ведь таких территорий у нас - подавляющее большинство.

Как добираться до города, например, жителям села Погромного Тоцкого района? Который год они жалуются губернатору на плохое транспортное сообщение, но воз и ныне там. Да что далеко ездить - буквально в 150 километрах от Оренбурга, в Саракташском районе жители сёл Бурунча и Новомихайловка вынуждены буквально попутки ловить - или звонить всё тем же таксистам-нелегалам на "Ларгусах".

Оренбургское областное предприятие, занимавшееся межмуниципальными перевозками - АТК "Оренбургавтотранс" - почило в бозе ещё в далёком 2002-м. Далее один за другим умирали муниципальные автоперевозчики в области. Финальный удар по системе перевозок был нанесён железнодорожниками, когда в течение 2010 - 2015 годов были закрыты или основательно прорежены 70% электропоездов как нерентабельные. А на чём же в итоге ездить людям?

Самое же печальное в том, что в области вообще нет никакой программы развития межмуниципальных автоперевозок. За последний год губернатор Юрий Берг если и говорил об общественном транспорте, то только в контексте разборок перевозчиков внутри Оренбурга. Тема же междугородних сообщений остаётся без должного внимания: нет областных перевозчиков - нет проблемы...

По иронии судьбы, в той же соседней Башкирии ситуация лучше на порядок. Конечно, и там немало нелегальных таксистов, но в республике хотя бы смогли сохранить собственное автопредприятие "Башавтотранс". Полторы тысячи его автобусов перевозят по городам и весям полмиллиона пассажиров каждый год.

Одним словом, у соседей есть альтернатива "бешеным ларгусам", а что у нас? Помолиться, перекреститься - и в путь.

Пользуйтесь ли вы услугами неофициальных междугородних перевозчиков?
"