Posted 7 октября 2021, 16:48

Published 7 октября 2021, 16:48

Modified 17 октября 2022, 17:31

Updated 17 октября 2022, 17:31

Версия. 13 человек в восточном Оренбуржье отравились контрабандным спиртом

7 октября 2021, 16:48
Массовое отравление жителей Ясненского и Домбаровского районов могло произойти из-за употребления водки, сделанной из ввезённого контрабандой спирта. Ещё несколько лет назад эксперты предупреждали о массовом завозе такого «пойла» через границу с Казахстаном.

10 погибших, трое в реанимации в крайне тяжёлом состоянии — таковы итоги бурных возлияний жителей посёлка Красночабанский Домбаровского района и села Акжарское Ясненского городского округа. Массовое отравление алкоголем в Оренбуржье стало крупнейшим со второй половины 2010-х. Напомним, что аналогичная трагедия такого масштаба произошла в марте 2014-го, когда в Забайкальском крае от отравления суррогатным алкоголем умерли 16 человек.

Тогда причиной смерти людей стал контрафактный алкоголь, ввезённый в Россию контрабандой. Весьма вероятно, что и отравления на востоке нашей области тоже связаны с «палёным» спиртом, который ввезли через границу с Казахстаном нелегально.

Если посмотреть на карту, то Карсночабанский расположен буквально у границы — до Каргалинского района Актюбинской области Казахстана менее 10 километров. Посёлок Акжарский — на прямой от границы через Красночабанское. То есть с точки зрения контрабандного трафика — крайне удачная «точка».

О том, что с Казахстана в Оренбуржье везут тоннами алкогольный контрафакт — ни для кого не секрет. «Заграничной» водки, коньяка, виски или даже бурбона можно без проблем купить, например, в приграничном Соль-Илецке. Там есть даже рыночек такой, местные и туристы его хорошо знают: на машинах стоят «бутлегеры», и завидя покупателей, открывают багажники настежь, демонстрируя хрустальные «батареи» на любой вкус и кошелёк. Хочешь «Джек Дениэлс» костанайского разлива, а хочешь — и «Реми Мартен» из-под Актобе.

Справедливости ради — и казахстанские, и российские пограничники с контрабандой борются, но спрос на дешёвый спирт всё равно стимулирует «бутлегеров» искать обходные тропы.

Хорошо, если разлитые напитки — из спирта, произведённого на казахстанских спиртзаводах. Можно тут спорить об акцизах и потерях бюджета, о «разбодяжке» сверх меры и обмане покупателей и сопредельных государств. Но отравится насмерть таким спиртом вряд ли удастся — всё-таки это пищевой продукт.

Совсем другое дело, когда водку разливают в где-нибудь в гараже, разбавляя водой из-под крана спирт неизвестного происхождения, купленный за копейки.

Ещё в 2014 году Ассоциация операторов алкогольного рынка Оренбуржья брала пробы завозимого к нам контрабандного спирта и делала анализы. Результат оказался кошмарным: в половне проб с контрольных закупок оказались следы гомологов тяжёлых углеводородов. В переводе с научного на русский: этиловый спирт, из которого делали напитки, был с крекинг-установок по переработке нефти. Он образуется там как один из побочных продуктов и улавливается для дальнейших технических целей. Причём по ряду химических следов эксперты делали предположение — это нефть азербайджанских месторождений. Но у самого Азербайджана нет достаточных мощностей для её переработки, это делает в основном Китай. То есть с большой долей вероятности, спирт — технический китайский. И пить его — всё равно что играть в русскую рулетку. Там не регламентируется содержание страшного яда — метанола. В одной партии его минимум, а в другой — до 20% от состава.

А человеку достаточно всего 5 миллилитров метанола, чтобы получить смертельное отравление. 20 миллилитров — или в всего 1 стакан водки из нефтяного спирта с повышенным содержанием метанола — это гарантированная смерть.

Следственный Комитет и полиция сейчас выявляют каналы поставки смертельного пойла. Но пока не найден источник, неизвестно, сколько ещё «палёного» алкоголя разошлось по посёлкам Оренбуржья.

Подпишитесь