Posted 29 сентября 2017, 13:45
Published 29 сентября 2017, 13:45
Modified 17 октября 2022, 15:58
Updated 17 октября 2022, 15:58
Переизбыток зерна (с учётом солидных переходящих остатков прошлогоднего, тоже весьма удачного урожая) на внутреннем рынке грозит обвалом цен. Поэтому вполне резонно и экономически обосновано желание аграриев вывезти излишки и продать за пределами региона или даже страны. По информации издания "Новые Известия", экспортный зерновой потенциал в этом сезоне оценивается Минсельхозом в 45 миллионов тонн.
Всего же в этом году Россия собрала рекордный урожай зерновых, который может достичь 117-120 млн тонн. Уборочная ещё не закончилась, поэтому окончательные цифры удастся "подбить" не ранее конца октября - начала ноября. Так, в Оренбуржье до сих пор не обмолоченными остаётся ещё примерно 2% площадей. Немного, но и с них урожай может составить около 80 тысяч тонн.
Вместе с этим встаёт вопрос транспортировки столь больших объёмов, особенно в масштабах страны. Аналитический центр «Русагротранс» прогнозирует, что к концу ноября 2017 года может быть вывезено до 50 процентов всего экспортного объема. Это станет возможно, благодаря предпринимаемым Правительством РФ, ОАО «Российские железные дороги» и Министерством сельского хозяйства РФ мерам по стимулированию и обеспечению вывоза зерна на экспорт, снижению логистических издержек для зерновой отрасли и недопущению снижения цен у сельхозпроизводителей в условиях складывающегося рекордного урожая.
Напомним, что в соответствии с решением правления ОАО «РЖД», вступающем в силу с 1 октября 2017 года и действующем по 30 июня 2018 года, предоставляется понижающий коэффициент 0,897 на экспортные перевозки зерновых грузов в собственном подвижном составе со станций Воронежской, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Омской областей через российские порты.
Эти меры помогут своевременно вывезти весть экспортный объем российских производителей. Вместе с тем специалисты отмечают, что портовая инфраструктура в состоянии обрабатывать свыше 4 миллионов тонн в месяц, что является абсолютным рекордом, однако, России нужны новые портовые мощности и рынки сбыта, если заявленный к вывозу объем будет расти и в следующем 2018 году.
Кроме того, Правительство РФ по инициативе Минсельхоза РФ планирует выделить ОАО «РЖД» субсидии на компенсацию платы за провоз экспортного зерна до российских портов из удалённых от моря регионов. В их число входит и Оренбуржье. Скидка будет действовать 1 октября 2017 года по 30 июня 2018-го.
По оценкам Минсельхоза, уже к 2030 году Россия может собирать не 120 млн, а 150 млн тонн зерновых, и экспорт будет составлять не 40—45 млн, как сегодня, а превысит 70 млн тонн в год.
Это очень серьёзный рост и, конечно, возможность дополнительно зарабатывать и крестьянам, и, в том числе за счёт экспорта, государству. Такой урожай, конечно, позволит полностью обеспечить растущие потребности в продовольственном и фуражном зерне на внутреннем рынке, а также обеспечить экспортные поставки, заявил вчера, 28 сентября, министр сельского хозяйства Александр Ткачёв.